Самого сенсационного министра нового кабинета, главу Минкульта Владимира Мединского, вчера представили коллективу ведомства вице-премьер и глава аппарата правительства Владислав Сурков и бывший замглавы управления внутренней политики администрации президента Иван Демидов (он сейчас работает в аппарате у Суркова). И Сурков, и Демидов, да и сам Мединский в последние годы отвечали за идеологию. Аппаратные связи и пропагандистские навыки Мединского во многом и объясняют его назначение.
Министр, который в либеральном кабинете Медведева собирается отвечать за культурную политику, не скрывает, что считает культуру и историю инструментом государственной пропаганды. Обвинение в пропаганде и плагиате вызвала и его докторская диссертация «Проблемы объективности в освещении российской истории XV–XVII веков», которую критиковали за многочисленные «заимствования» (Мединский возражал, что лишь использовал «шаблонные формулировки»). В нескольких популярных книгах Мединский старался опровергать мифы о России, в частности в последней книге «Война. Мифы СССР. 1939–1945» он боролся с мифами о штрафбатах, лендлизе и растерянности Сталина в первые дни войны. В одном из своих интервью Мединский заявлял о необходимости госполитики в области истории и приводил пример сталинских времен, когда был госзаказ на исторические фильмы и книги.
Считается, что у нового министра, которого называют назначенцем Суркова, более серьезные аппаратные позиции, чем у большинства его предшественников. И некоторым деятелям культуры это позволяет надеяться на повышение статуса самого Минкульта. «Мне кажется, Мединский — взвешенный прагматик, человек спокойный, обладающий достаточными знаниями в области культурологии, — сказал РИА Новости худрук МХТ Олег Табаков, но добавил: — Я никак не отношусь к этому назначению и тем более не очень задумываюсь, чего ждать от нового министра». «Я считаю, что он обладает глубокими знаниями в области истории, — говорит руководитель Ленкома Марк Захаров. — Сейчас я читаю его роман «Стена», и мне кажется, Мединский обладает неплохими литературными способностями. На мой взгляд, это образованный, интеллигентный человек».
Но многие деятели культуры либо отказываются обсуждать назначение, либо недоумевают. «Такие люди для культуры опасны, — считает историк Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки». — Его заслуга в том, что он придумал несколько простых способов считать бывшее небывшим и рекомендовал населению гордиться прошлым. Но мифы, построенные на лжи, опасны». «Он на голубом глазу сказал на прошлой неделе, что кадры совместного советско-германского парада в сентябре 1939 года — просто фотошоп, — сказала «МН» историк Ирина Карацуба. — Это ложь, неуместная в устах доктора исторических наук. Его докторская диссертация во многом опирается на кандидатскую моей ученицы».
Назначение Мединского министром культуры на фоне недавнего карьерного взлета назначенного полпредом президента на Урале бывшего начальника цеха Уралвагонзавода Игоря Холманских выглядит как политическая демонстрация и суровый сигнал либеральной интеллигенции, а также свидетельство, что культурная политика также будет подчинена политическим задачам власти. Но эксперты неоднозначны в оценках. «Мединский не идеолог, а пропагандист во всех смыслах этого слова — и в хорошем, и в плохом. Это комиссар в кожанке с маузером на боку и в пыльном шлеме, которого прислали присматривать за не очень благонадежной средой, — говорит «МН» Валерий Хомяков, гендиректор Совета по национальной стратегии. — Я думаю, его назначение связано в том числе с тем, что деятели культуры ходят по Москве с белыми ленточками и встречаются со своими почитателями. Но это мое предположение».
«Министром культуры стал человек с системой взглядов, которую он давно пропагандирует, — это нелиберальные взгляды на российскую историю, — отмечает замдиректора Центра политтехнологий Борис Макаренко. — Кому-то он несимпатичен, но, с другой стороны, он человек молодой и технологичный. Если он будет занят пропагандой — то Минкульт для этого не лучшая площадка, если каким-то менеджментом в сфере культуры — то интересно, что и как он будет перестраивать».
«Культуре нужен социальный заказ, как правило идеологический. Если он есть — культура имеет ресурсы и процветает, если нет — то находится в кризисе, — сказал «МН» политолог Сергей Марков. — Мединский — носитель идеи такого заказа, но не от начальников, а от общества. В целом российская культурная среда традиционалистская, а Мединский — носитель традиционалистских взглядов, поэтому большинство деятелей культуры будет в восторге от назначения Мединского. А тех, кто пиарит ценности Запада, не устроит любой кандидат от Путина или Медведева».
Кстати, сам Мединский довольно гибко подходит к анализу текущей политической ситуации и способов реагирования на нее власти. «У Путина есть две перспективы. Либо меняться вместе с обществом, ситуацией и выступить в авангарде этих изменений, либо заморозить историю. Оба варианта возможны, просто второй, думаю, плохо закончится», — говорил в одном из недавних интервью нынешний министр культуры.
Министр-пропагандист
Все материалы сюжета
Новое правительство России
Мединского прочат на роль комиссара в неблагонадежной среде
Наверх