21 мая президент Владимир Путин подписал указ о составе и структуре нового правительства РФ. «МН» отобрали самые заметные высказывания чиновников из их выступлений, интервью и записей в блогах. И, вспомнив путинское сравнение работы в правительстве с трудом раба на галерах, собрали из министров и вице-премьеров нового кабинета экипаж этого самого судна.
«Несмотря на многочисленные попытки, до сих пор не удаётся обеспечить системную интеграцию образования, науки и бизнеса. Это во многом объясняет и тот факт, что наши вузы занимают низкие места в международных рейтингах, а Россия по-прежнему не может укрепить свои позиции на мировом рынке образовательных услуг».
***
«У нас будут созданы лиги университетов: кто-то будет в высшей лиге, кто-то будет в средней, а кто-то окажется внизу, то есть будут лидеры и аутсайдеры, государственная поддержка будет осуществляться дифференцированно по отношению к этим группам. И, собственно говоря, это единственный способ развития для высшего образования».
***
«Чтобы университет был хорошим и качественным, надо соединить три компонента — это хорошие студенты, хорошие сотрудники и качественное управление. Прежде всего, система образования очень у нас архаична. Не говорю о 5-летнем образовании, но даже 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура — это устаревшее. Мы догоняем поезд, который уже ушел. Надо говорить о схеме 2+2+2: бакалавриат разбивается на общий и прикладной и дополняется интенсивными курсами».
***
«Основная составляющая стоимости обучения, технического или гуманитарного, это люди, это не приборы, это не здания, не сооружения, это люди. И от качества этих людей зависит качество образования. Поэтому здесь, я считаю, никакой разницы нет между технической сферой и другими».
***
«У нас есть заводы по производству, которые работают абсолютно по мировым стандартам. Там те же самые люди, которые за углом на каком-то другом заводе, скажем так, забивают болт молотком. Поэтому дело просто в организации».
***
«Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России».
***
«Уже и сейчас есть примеры успешного использования российских технологий. Проблема в том, что эти примеры не способны оказать влияние на экономику в целом».
***
«Помню, у меня было сильное желание стать командиром звездочки. Но не получилось. После этого я охладел к пионерии».
***
«Я работаю с людьми, которые одновременно: (1) мне лично симпатичны; (2) дееспособны в своей сфере деятельности».
***
«Очень хочется обратно на Занзибар. Жаль, что там нет образовательных учреждений, которыми можно было бы поруководить».
***
«Человек на 73% состоит из воды. Огурец на 87% состоит из воды. Внимание — вопрос: на сколько процентов человек это огурец?»
Источники: «Наука и технологии России — STRF.ru», РА «Эксперт», Slon.ru, «Эхо Москвы», «Курьер российской академической науки и высшей школы», twitter.com/DmitryLivanov
Биография
Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве.
В 1990 году окончил с отличием физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС); в 1992 году - аспирантуру МИСиС. В 2003 году окончил Московскую государственную юридическую академию. Доктор физико-математических наук.
В 1992-2000 годах - научный сотрудник, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории синтеза МИСиС; доцент на кафедре теоретической физики МИСиС.
С 1997 года по 2000 год был заместителем проректора МИСиС по научной работе.
С 2000 года по март 2004 года - проректор по международному сотрудничеству; профессор кафедры теоретической физики МИСиС (по совместительству).
С апреля 2004 года - профессор кафедры металловедения цветных металлов МИСиС (по совместительству).
С мая 2004 года по ноябрь 2005 года - директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
С ноября 2005 года по март 2007 года - статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской Федерации.
С апреля 2007 года - ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».
Дмитрий Ливанов - автор более 50 научных работ (без учета тезисов конференций), в том числе в зарубежной печати; учебника для вузов «Физика металлов»(2006). Тематика научных трудов: транспортные свойства металлов; флуктуационные явления в сверхпроводниках; физические свойства низкоразмерных и аморфных металлических систем.
Награжден золотой медалью РАН для молодых ученых (2000). Отмечен премией правительства Российской Федерации 2011 года в области образования (2011).
Входит в «первую сотню» резерва управленческих кадров под патронажем президента РФ.