Политика Министерства транспорта представляет собой сложное переплетение интересов крупных транспортных корпораций. Они же фактически и несут ответственность за успехи и неудачи, коррупционные скандалы и неработающую инфраструктуру. «Где заканчивается Минтранс и начинается Росавтодор? Где заканчивается РЖД и начинается Минтранс?» - говорит заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Сейчас в повестке дня министерства – проекты строительства высокоскоростных магистралей. «Но их реализация зависит не столько от личности министра, сколько от конъюнктуры на нефтяном рынке – будут выделены на это деньги или нет», - считает эксперт. От министра зависит, какая транспортная корпорация будет оказывать наибольшее влияние на политику министерства в ближайшие годы. Главная интрига, по мнению Макаркина, заключается в том, будет ли новый министр человеком от РЖД или нет. Впрочем, эксперты «МН» предлагают другие кандидатуры – гендиректора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, заместителя председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям (2001-2011) Виктора Глухих и действующего главу министерства Игоря Левитина.
Игорь Левитин, действующий министр транспорта РФ
Игорь Евгеньевич Левитин родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково (Одесская область). В 1973 году окончил Ленинградское высшее командное училище железнодорожных войск и военных сообщений имени М. В. Фрунзе. Военную карьеру закончил в 1994 году на должности заместителя начальника военных сообщений Московской железной дороги. С 1995 года работал в одесском транспортно-экспедиторском ООО «Феникс Транс Сервис». В 1996 году переехал в Россию, работал в Иркутской Государственной думе. Позднее владелец ряда компаний, в том числе ЗАО «Дормашинвест». В 2004 году в правительстве Фрадкова неожиданно для многих возглавил созданное в ходе административной реформы Министерство транспорта и связи РФ. В этом же году после воссоздания Министерства информационных технологий и связи стал главой Министерства транспорта РФ.
Кто выдвинул: директор Института проблем транспорта РАН имена академика Н.С. Соломенко, доктор технических наук, профессор Олег Белый:
- Министром транспорта должен остаться нынешний глава ведомства – Игорь Левитин. После своего вступления в должность он хоть и не сразу, но все-таки освоил и принял к исполнению разработанную нашим институтом стратегию развития транспортной отрасли. Согласно этому документу, она представляет собой единый механизм обслуживания граждан, который возвышается над узкопрофессиональными интересами представителей каждого из видов транспорта по отдельности. Сейчас реализация этой стратегии идет активно, а замена министра транспорта может привести к некоторому замедлению этого процесса, поскольку не факт, что другой руководитель сразу примется действовать в русле стратегии. Ведь ее суть в свое время понимали даже не все заместители министра транспорта.
Виктор Глухих, доктор технических наук, заместитель председателя комиссии Совета Федерации по естественным монополиям (2001-2011)
Родился 30 мая 1946 года в городе Льгове Курской области. В 1972 году окончил завод-втуз при Ленинградском металлическом заводе. В 1974-1985 годах – старший инженер, начальник бюро, заместитель главного технолога завода, заместитель главного технолога объединения, заместитель главного инженера объединения «Ленинградский металлический завод». С 1985 по 1990 год работал главным инженером, затем - первым заместителем генерального директора этого объединения. В 1990—1992 гг. первый заместитель министра промышленности России, в 1992—1996 гг. председатель Госкомитета по оборонным отраслям промышленности. С февраля 1998 года – председатель совета директоров «Рыбинские моторы», с 2001-го — НПО «Сатурн». С 31 октября 2001 года по 3 июня 2011 года был представителем правительства Ярославской области в Совете Федерации; заместитель председателя комиссии по естественным монополиям.
Кто выдвинул: заведующий юридическим отделом Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Олег Бабич:
- Министром транспорта должен быть человек из системы, разбирающийся в ее работе, а не «эффективный менеджер», заботящийся только об экономических показателях в ущерб безопасности. В транспорте же главное – именно обеспечение безопасности. Что бывает, когда гоняются только за экономическими показателями, мы видели не раз. Я бы предложил на этот пост Виктора Константиновича Глухих, доктора технических наук, работавшего в начале 90-х годов первым заместителем министра промышленности России, а впоследствии председателем Госкомоборонпрома РФ. Сейчас Глухих уже на заслуженном отдыхе, но среди действующих руководителей таких умных и понимающих транспортную отрасль специалистов, как Виктор Константинович, уже не осталось.
Андрей Мартиросов, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр»
Андрей Зарменович Мартиросов родился 9 января 1968 года в Киеве. Окончил юридический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. Начал свою работу в «Тюменьавиатрансе» в 1990 году руководителем кадрово-правовой службы Тазовского объединенного авиаотряда. В 1994 году возглавил «Сургутавиа», филиал «Тюменьавиатранса». С 1999 года – генеральный директор «Тюменьавиатранса» («ЮТэйр»).
Кто выдвинул: специальный корреспондент «МН» Михаил Кукушкин:
- Мартиросов – результативный менеджер, сумевший перестроить старый советский «Тюменьавиатранс» в крупную даже по мировым меркам коммерческую авиакомпанию. На будущее развитие отрасли имеет очень передовые взгляды. Кроме того, по образованию он не технарь и не транспортник, а юрист, что для администраторов высокого полета стоит считать плюсом, а не минусом.