В скором времени в Государственную думу на рассмотрение может быть представлен новый избирательный кодекс. Независимые эксперты обсудили основные его положения, а также поправки в Конституцию, необходимые для реформы политической системы. «МН» рассмотрели пять основных предложений.
Группа экспертов во главе с научным руководителем Высшей школы экономики Евгением Ясиным обсудила предложенный президентом Дмитрием Медведевым проект реформы политической системы и предложила альтернативный вариант. Политологи говорят о необходимости поправок в Конституцию и принятии нового избирательного кодекса.
1. Увеличение числа депутатов Госдумы с 450 до 600
Для этого нужно поправить Конституцию. По словам руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, численность парламента всегда базируется на географических особенностях страны и распределении по ней населения. «Неравномерное размещение населения по территории делает разные субъекты крайне неравными, от этого страдает представительство, — пояснил он. — Увеличение состава Госдумы — шаг в сторону более справедливой системы распределения избирательных округов».
2. Выборность Совета Федерации
Избрание верхней палаты может осуществляться в рамках действующей Конституции, отметил Кынев. «Один депутат избирается вместе с губернатором при условии свободного выдвижения кандидатов, другой — вместе с региональным парламентом», — предложил эксперт. По его словам, это обеспечит ротацию Совета Федерации и его отчетность перед соответствующим органом власти субъекта федерации.
«В идеале нужна была бы поправка в Конституцию, исключающая положение, при котором депутаты Совета Федерации должны представлять исполнительную и законодательную власть регионов», — считает замдиректора Центра политических технологий Борис Макаренко. «Не знаю, как кандидат может избираться вместе с региональным парламентом. Парламент может выдвинуть кандидатуры для всенародного голосования, это возможно в рамках действующей Конституции», — предлагает он свой вариант.
3. Введение смешанной избирательной системы из одномандатных и многомандатных округов, а также территорий, где депутатов избирают по партийным спискам
По мнению ведущего эксперта ассоциации «Голос» Аркадия Любарева, эта система даст пропорциональное представительство и позволит лучше учитывать особенности разных регионов. «Предложенная Медведевым реформа (избрание половины состава Госдумы по 225 одномандатным округам. — «МН») не сокращает, а увеличивает риск того, что часть территорий останется без мандатов», — заявил Кынев, ссылаясь на произведенные им подсчеты. Решить проблему равного представительства позволит введение нескольких крупных многомандатных округов в центральных регионах и пропорциональной системы в сочетании с одномандатными округами в таких регионах, как Северный Кавказ.
4. Квота на непартийных членов избирательных комиссий
Одна треть состава избирательных комиссий должна формироваться из представителей общественных организаций. Остальные — представители политических партий. В участковых комиссиях непартийная треть формируется из рядовых граждан по жребию. Свою кандидатуру сможет выдвинуть каждый. По словам Аркадия Любарева из «Голоса», это исключит возможность того, что более половины комиссии будут членами одной партии.
5. Соединение списков после выборов
Каждая партия на выборах выступает индивидуально, но партии, не преодолевшие проходной барьер, смогут объединять свои списки и тем самым суммировать полученные голоса. Для этого они должны заключить соответствующее соглашение еще до выборов.
«Нормальный способ политической коалиции — это создание общих списков, иначе может произойти искажение воли избирателей», — предупреждает Макаренко. По его словам, такая норма закона создает стимул к максимальному дроблению партий. «Кроме того, непонятно, как они будут потом договариваться между собой и делить места, ведь мандатов все равно будет мало», — отметил эксперт.
Шансы на прохождение
По мнению политолога Дмитрия Орешкина, Конституцию сейчас менять не нужно, да и шансов на успех этой инициативы почти нет. А вот новый избирательный кодекс, в проект которого вошла большая часть обсуждавшихся изменений, в условиях возросшей активности гражданского общества вполне может быть принят, считает эксперт. «Нам нужно добиваться, чтобы проект попал в Думу, был там ухудшен, но все же принят», — заключил он.