Рубрика: Политика

Правозащитники продержались с президентом три года и три месяца

Где, как, сколько и на какие деньги работал президентский совет по правам человека
Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева - одна из тех, кто решил выйти из совета по правам человека

Глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева - одна из тех, кто решил выйти из совета по правам человека

После возвращения в Кремль Владимира Путина из президентского совета по правам человека начался массовый исход правозащитников. Чтобы понять, чем это грозит гражданскому обществу, «МН» решили посмотреть, что делал и что сделал президентский совет за последние три года.
 

Совет по правам человека, который месяц назад закончил свою работу при президенте, был сформирован Дмитрием Медведевым в феврале 2009 года. В общей сложности совет проработал три года и три месяца. Согласно положению о совете он выполняет консультативную функцию при президенте. По сути, его задача – держать президента в курсе дел и предлагать решения тех или иных проблем. Остальное зависит от главы государства.

За три года в совете появилось 16 рабочих групп. Его члены сделали 15 заявлений по резонансным общественным конфликтам и событиям, из них большую часть – в 2011-2012 гг. Среди них: заявление в отношении приговора Платону Лебедеву, который совет назвал «позорным»; заявление по выборам в Астрахани, которые прошли при «вопиющем пренебрежении» законом; осуждение нового закона о митингах, положения которого «противоречат здравому смыслу».

Было подготовлено восемь официальных обращений, среди которых два – к президенту Казахстана в связи с беспорядками в городе Жанаозен. За три года члены совета инициировали и участвовали в разработке восемь законопроектов, в том числе закона об общественном телевидении.

В остальном работа совета сводилась к проведению обсуждений, круглых столов и заседаний рабочих групп. Согласно плану работы совета с ноября 2011 по май 2012 гг., который опубликован на сайте совета, за это время совет должен был провести 25 встреч, подготовить шесть документов и напечатать пять брошюр. Из всех этих задач, согласно документу, выполнено лишь семь.

Где собирались

Аппарат совета – четыре человека – работали в здании администрации президента. Там же, в десятом подъезде, сидел Михаил Федотов. Согласно положению о совете, все встречи тоже можно было проводить там. Правда, это было не всегда удобно: у членов совета постоянного пропуска в администрацию не было. «Для того чтобы туда попасть, каждый раз приходилось заказывать пропуск у Федотова», - рассказывает член совета Сергей Кривенко. Поэтому в здании администрации проходили только ежемесячные встречи всех членов совета, а заседания рабочих групп правозащитники проводили где придется.

Какими правами обладали

Члены совета вправе направлять запросы в органы государственной власти, приглашать на свои заседания чиновников, направлять своих представителей на совещания и конференции, которые проводят чиновники. Впрочем, делать все это можно только через председателя совета (направить запрос от своего имени рядовой член совета не может). Кроме того, члены совета имеют доступ к банкам данных администрации президента. Правда, никто из опрошенных «МН» членов совета этим доступом не пользовался. Ничего эксклюзивного в перечисленных правах нет: примерно то же самое доступно журналисту. Но запросы и рекомендации от журналистов и общественников проигнорировать проще, отмечают члены совета. «На рекомендации совета было немного откликов, но все же больше, чем на запросы общественных организаций», - говорит Кривенко. «Но ответ зачастую приходил формальный», - отмечает Ирина Ясина.

Было ли удостоверение

Красивых «корочек», подтверждающих статус члена совета, у правозащитников не было. «Год назад впервые выдали пластиковую карту, где было написано: член совета до 7 мая 2012 года», - говорит Кривенко. Никаких прав и привилегий карта не давала, даже не могла служить пропуском в администрацию президента. «Я ни разу ею не воспользовался, - вспоминает Кривенко. - Я больше пользуюсь корочкой члена экспертного совета при уполномоченном по правам человека, например для входа в военкомат».

Кто финансировал

Никакой зарплаты и гонораров члены совета не получают. Когда встреча проходит в администрации президента, она организуется на средства администрации. На поездки в другие регионы и за границу выделяются специальные гранты, но большинство встреч в рабочих группах вообще никто не финансирует, правозащитники собираются своими силами.

Сколько тратили времени

Заседания совета должны проходить не реже раза в месяц, говорится в положении о совете. По словам Ирины Ясиной, они примерно с такой периодичностью и проходили. В основном время уходило на работу с конкретными инициативами. По словам Кривенко, работе в совете он отдавал треть или четверть всего своего времени. Валентин Гефтер измеряет свою работу для совета ночами: 1-2 ночи в неделю.

Если сравнить отчеты о работе совета при Путине и при Медведеве, то заметно, что в путинский период работа совета сводилась в основном к «выражению сомнений», «выражению обеспокоенности» и «обращениям с просьбой», тогда как при Медведеве членов совета стали активнее подключать к разработке законопроектов, включать в рабочие группы, а их призывы чаще приводили к конкретным поручениям со стороны президента.

 

Кто раньше выходил из совета

Элла Памфилова

В июле 2010 года совет покинула его председатель Элла Памфилова. Она возглавляла орган с момента его создания - с 2004 года. Тогда Памфилова не стала говорить о причинах своего ухода из совета, сказала лишь, что решение созрело у нее «не внезапно». Ее уход был воспринят в обществе как протест против политики Кремля в отношении совета. На днях она подтвердила эту версию в интервью BBC. Памфилова призналась, что ушла из-за того, что Кремль стал активно вмешиваться в деятельность совета. «У меня осталось впечатление, что Медведев отдал все это в распоряжение Суркову, администрации президента. Поэтому я ушла в отставку. Я не могла с этим мириться», - заявила она.

Светлана Сорокина и Ирина Ясина

В декабре 2011 года из совета вышли журналист Светлана Сорокина и правозащитница Ирина Ясина. Таким образом они выразили свой протест против фальсификации выборов в Госдуму и «грубой расправы над участниками протестных митингов». Об этом Сорокина и Ясина написали в своих блогах. «Войдя в состав совета, мы обе искренне верили, что даже если нам не удастся остановить произвол властей коррупцию в масштабах страны, то по крайней мере мы сможем помочь конкретным людям и организациям. Три года работы совета при Президенте Медведеве убедили нас в том, что уважение прав и свобод граждан России не являются приоритетом в деятельности российского президента и его команды», - писали они.

В интервью каналу «Дождь» Светлана Сорокина рассказала, что решение покинуть совет созрело у нее давно. В частности, на него повлиял второй приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, а также ситуация вокруг смерти юриста Сергея Магнитского.