Избиратели и предсказатели

Выборы удивили не Путиным, а Прохоровым
Путин находится в двух шагах от возвращения на высший пост после четырехлетнего перерыва

Путин находится в двух шагах от возвращения на высший пост после четырехлетнего перерыва

5 марта Центризбирком окончательно объявил, что никакого второго тура не будет, Владимир Путин победил на выборах президента с результатом 63,6% голосов. Путин находится всего в паре шагов от беспрецедентного в истории российской государственности возвращения на высший пост после перерыва в четыре года.
 

5 марта Центризбирком окончательно объявил, что никакого второго тура не будет, Владимир Путин победил на выборах президента с результатом 63,6% голосов. Путин находится всего в паре шагов от беспрецедентного в истории российской государственности возвращения на высший пост после перерыва в четыре года.


Путин набрал 63,6% голосов, что при явке в 65% соответствует 45,1 миллиона избирателей. Это несколько меньше, чем его личный рекорд 14 марта 2004 года: тогда, избираясь на второй срок, Путин получил 49,5 миллиона голосов, или 71,3% от числа проголосовавших. Результат Медведева в 2008 году — 52,5 миллиона голосов (70%). В столицах поддержка Путина 4 марта оказалась ниже среднероссийской: 46,95% в Москве и 58% в его родном Санкт-Петербурге. Из всех альтернативных кандидатов Москва и Питер охотнее всего поддержали Прохорова (20 и 15% соответственно).


Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заручился поддержкой 12,3 миллиона россиян, получив 17% голосов. Третьим к финишу пришел самовыдвиженец Михаил Прохоров, и это, пожалуй, была главная неожиданность поствыборной ночи: миллиардер в итоге набрал 5,7 миллиона голосов (7,98%), обогнав лидера ЛДПР Владимира Жириновского с 4,4 миллиона (6,2%). Последним в президентской гонке оказался лидер «Справедливой России», экс-спикер Совета Федерации Сергей Миронов — за него проголосовали 2,7 миллиона граждан, или 3,86% от пришедших на выборы. Явка составила 65,3% — как отметил Владимир Чуров, это на 5% выше, чем на выборах депутатов Госдумы 4 декабря 2011 года.


За неделю до выборов свои последние прогнозы представили основные социологические службы страны, и все они предсказывали убедительную победу Владимира Путина. Наиболее близок к итоговым данным пяти кандидатов оказался фонд «Общественное мнение». По его опросам, Путин получал 60,3% голосов избирателей, Зюганов — 16,3%, Прохоров — 8,6%,  Жириновский — 8,1%, Миронов — 5,1%. С явкой, которая немного превысила 65%, ФОМ тоже угадал, предсказав 64%.


ВЦИОМ прогнозировал, что Путин набирал 59,9% голосов, его главный соперник Зюганов — 15,1%, Прохоров — 8,7%, Жириновский — 7,7%, Миронов — 7,1%. «Левада-центр» электоральные симпатии россиян распределял так: Путин — 66%, Зюганов — 15%, Жириновский — 8%, Прохоров — 6%, Миронов — 5%. В «Леваде» отмечали, что число не определившихся с предпочтениями и вообще с тем, идти на выборы или нет, достаточно велико (около 30%), что может внести определенные коррективы, но не сможет сильно повлиять на результат.
Таким образом, аналитики сходились в том, кто займет места первое (Путин), второе (Зюганов) и последнее (Миронов). Из опросов также явствовало, что борьба за третье место является одной из интриг нынешней кампании.


Предварительные данные, которые приводит Центризбирком, интересно сравнить с итогами предыдущих президентских кампаний. Миронов, несмотря на последнее место, явно стал более узнаваемым:  достаточно припомнить 0,75%, которые он набрал в 2004 году. У Зюганова обратная динамика: он пока остается самым популярным левым политиком, но за последние 12 лет его вес снизился почти вдвое (с 29,2% в 2000 году до сегодняшних 17).  Жириновский стабильный «середнячок», а Путин — лидер. Почти 8% для беспартийного новичка Прохорова можно считать очень хорошим стартом.


Владимир Чуров 5 марта однозначно охарактеризовал прошедшие выборы как честные и легитимные: за день голосования его ведомство получило всего 140 жалоб. С участков было удалено, по словам главы ЦИК, 66 членов комиссий с совещательным голосом и 77 наблюдателей из более чем трехсот тысяч. «Несмотря на сложную политическую обстановку и постоянное давление как изнутри России, так и извне, избирательная система зарекомендовала себя с лучшей стороны, — заявил Чуров, но при этом добавил: – Сам себя не похвалишь — никто не похвалит».


Буквальную «прозрачность» выборов Чуров иллюстрировал с помощью веб-камер на участках, картинка с которых, как известно, транслировалась в ходе голосования и подсчета голосов. Глава ЦИК отметил, что в Европе и США подобной системы не существует, но при этом не забыл напомнить, что веб-камеры законом не предусмотрены: это «только добрая воля правительства и избирательной системы». Следовательно, камера, поставленная не под тем углом, или обрыв трансляции не дают, считает Чуров, оснований для сомнений в легитимности голосования.


К «альтернативному» подсчету голосов, который осуществляет оппозиционный проект «Росвыборы», глава ЦИК отнесся ожидаемо. «К параллельному подсчету у меня негативное отношение, как к надписи на заборе», — сказал он «МН». «Росвыборы» своих результатов пока не объявляли — работа парализована, с вечера 4 марта в штабе проекта на Рождественке полиция искала там бомбу. «В целом по стране данные наблюдателей предполагают, что истинный результат находится в районе 50%. Сорванный полицией подсчет не позволяет дать точную цифру сейчас», — написал в своем блоге депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев.


Пока признавать итоги выборов легитимными отказались только Компартия и ее лидер Геннадий Зюганов, который 5 марта отказался приехать на встречу Путина с проигравшими конкурентами, и несистемная оппозиция в лице лидеров Болотной площади — блогер Алексей Навальный, защитница Химкинского леса Евгения Чирикова, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, а также наиболее радикально настроенная часть эсеров, в частности депутаты Илья Пономарев, Геннадий и Дмитрий Гудковы. Они призвали своих сторонников выйти вечером 5 марта на митинг на Пушинской площади. Отправился туда и Михаил Прохоров. Однако его визит к Путину, в ходе которого они обсуждали создание Прохоровым новой правой партии, означает скорее всего, что о перспективах его контактов с организаторами протестных акций говорить трудно.


«Технически выборы завершились, но политический процесс, заданный 24 сентября, продолжается, — сказал «МН» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. — Власть совмещает тактику запугивания оппозиции с сигналами, внушающими надежды, отсюда и некоторые жесткие заявления Путина вкупе с распоряжением Медведева разобраться в деле Ходорковского» (см. стр. 03). По мнению Виноградова, развитие ситуации будет теперь зависеть от того, наберет ли силу протестный тренд или пойдет на спад.