ЦИК чурается ажиотажа
29 февраля 00:05 |
Большое количество наблюдателей на выборах 4 марта может привести к дезорганизации процесса. Тем более что у многих из них может оказаться низкая подготовка. Этого опасается глава Центризбиркома Владимир Чуров. В свою очередь представители общественных организаций считают, что такие заявления приведут к массовым удалениям наблюдателей под предлогом некомпетентности.
«У нас будет большое количество наблюдателей, — объявил Владимир Чуров 28 февраля на совещании с главами региональных избиркомов. — Ажиотаж происходит, а если есть ажиотаж, то и качество подготовки наблюдателей низкое». Чуров подчеркнул, что наблюдателей набирают даже через интернет — «метут подчистую». Председатель ЦИК не исключил того, что плохо подготовленные супервайзеры будут допускать нарушения: «Мы можем столкнуться с тем, что нам придется очень мягко показывать нормы закона и объяснять наблюдателю, что он не прав».
Член Центризбиркома Елена Дубровина пояснила «МН», что у ведомства нет и не может быть точной информации о том, сколько наблюдателей выйдет на выборы 4 марта. «На каждом участке может быть по одному наблюдателю и по одному члену с правом совещательного голоса от каждого кандидата — это десять, плюс от каждой из участвующих в выборах партий — это как минимум 14 человек», — объясняет Дубровина. Также на участке имеют право находиться представители СМИ. «Учитывая, что интерес повышен, можно ожидать, что около десятка человек будет в крупных городах с большим населением, — предполагает член ЦИК. — В сельской местности, конечно, меньше».
При этом Елена Дубровина считает, что большое количество наблюдателей не означает априори плохой подготовки, поскольку штудировать годами избирательное право им не нужно. «Речь идет буквально о нескольких статьях закона, — говорит она. — Общее понятие о выборном процессе — это несложно. Необходимо знать права и обязанности наблюдателей плюс сам порядок голосования и подсчета голосов».
«Подготовка наблюдателей требует времени в не меньшей степени, чем подготовка членов участковых комиссий, которая находится на низком уровне», — заочно оппонирует Чурову глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. По его мнению, наблюдатели, «мотивированные обеспечить соблюдение закона», будут работать гораздо лучше, чем члены избиркомов, «которые ничем, кроме полутора тысяч рублей, не мотивированы». «Ажиотаж и движение наблюдателей — следствие невыполнения государственными органами, в том числе избиркомами, своих обязанностей на выборах», — убежден Бузин. Заявление главы ЦИК он воспринимает как «похожее на угрозу» и опасается, что в результате избиркомы будут удалять «неподготовленных» наблюдателей.
По его словам, две недели назад ассоциация «Голос» направила Чурову письмо о проблеме удаления наблюдателей с участков. На парламентских выборах 4 декабря 2011 года приблизительно из 1700 корреспондентов ассоциации было выведено с участков 50 человек, речь идет только о задокументированных фактах.
О своем опыте рассказал председатель Российского студенческого союза Артем Хромов, в ночь на 5 декабря в качестве журналиста наблюдавший за голосованием на московском участке №2648 (Раменки). «На нашем участке было подозрение на вброс, комиссия отказывалась открыть урны, — говорит он. — Приехал наряд полиции, представители администрации и удалили семь наблюдателей под надуманными предлогами — «пытался затеять драку», «громко разговаривал» и даже «мешал подсчету голосов», хотя подсчет к трем часам утра еще не начался. Полицейские просто вынесли людей из помещения на руках». По словам Хромова, постановление об удалении было составлено в одном экземпляре на всех семерых, причем бумага осталась на участке. Поэтому подать официальную жалобу оказалось сложно.
Между тем Владимир Чуров призывает сотрудников избиркомов рассматривать любое удаление наблюдателя как «чрезвычайное происшествие». «Это уникальный, единичный случай, который должен быть оформлен соответствующим образом, протоколом о правонарушении», — сказал глава ЦИК.
