Коммунисты покушаются на бороду Чурова

Глава Центризбиркома в Госдуме отбился от нападок оппозиции
27 января 16:46РожковаНаталья Рожкова
Глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров выступает на пленарном заседании Государственной Думы РФ.

Глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров выступает на пленарном заседании Государственной думы РФ

Нарушения, допущенные на парламентских выборах 4 декабря, обсудили 27 января на правительственном часе в Госдуме с главой Центризбиркома Владимиром Чуровым и представителями силовых ведомств. Гости Госдумы грамотно заполнили отпущенное для выступления время цифрами и статистикой, депутаты-единороссы своими провокационными вопросами превратили все действие в подлинный театр абсурда. А коммунисты подарили главе ЦИК ножницы, чтобы он исполнил обещание избавиться от бороды в случае нечестных выборов.
 

Нарушения, допущенные на парламентских выборах 4 декабря, обсудили 27 января на правительственном часе в Госдуме с главой Центризбиркома Владимиром Чуровым и представителями силовых ведомств. Гости Госдумы грамотно заполнили отпущенное для выступления время цифрами и статистикой, депутаты-единороссы своими провокационными вопросами превратили все действие в подлинный театр абсурда. А коммунисты подарили главе ЦИК ножницы, чтобы он исполнил обещание избавиться от бороды в случае нечестных выборов.


Сначала на трибуне появился бодрый и энергичный Владимир Чуров, который первым делом напомнил депутатам, что возглавляемое им ведомство не относится к системе исполнительной власти, а значит, неправильно приглашать его на правительственный час. Но он все равно рад прийти. Вторым делом Чуров поздравил находящихся в зале парламентариев с избранием «в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации». А третьим делом донес до слушателей еще одну «очень приятную информацию» — о том, что прошедшие барьер 3% партии получат госфинансирование в соответствии с набранным числом голосов. «Единая Россия» получит 648 млн, КПРФ — 252 млн, «Справедливая Россия» — 174, ЛДПР — 153, а непрошедшее в Думу «Яблоко» — 45 млн.

 

Очевидно, таким образом Чуров хотел намекнуть недовольным оппозиционерам, что из результатов 4 декабря они извлекли прямую выгоду — мандаты и деньги в партийную кассу.


После этого глава ЦИК озвучил  статистику по выборам, доступную любому желающему на сайте ведомства, передал спикеру Госдумы Сергею Нарышкину «Зеленую книгу нарушений» для ознакомления и уступил трибуну главе СКП Александру Бастрыкину.


Бастрыкин озвучил статистику: получено 541 сообщение о совершении преступлений, связанных с выборами в Госдуму, возбуждено 36 уголовных дел. В 363 случаях в возбуждении уголовного дела отказано, часть материалов направлена в Генпрокуратуру. Материалы по 139 делам проходят процессуальные проверки, решения по ним будут приняты позднее.


Депутаты и журналисты уже успели заскучать от цифр, когда Бастрыкин решил рассказать о возбуждении уголовных дел «по территориям». «Уголовные дела возбуждены: Республика Алтай, Астраханская область, Амурская область, Владимирская область, Владимирская, Москва, опять Москва…» — перелистывал глава СПК папку с бумагами. Создавалось впечатление, что он то ли тянет время, то ли сам впервые видит эти документы. В зале зашумели. «Действия предпринимались не только в пользу «Единой России», но и в пользу ЛДПР, и… — тут Бастрыкин запнулся и перескочил на конкретные примеры.  — Вот, скажем, в Астраханской области нанесены побои секретарю одной из территориальных комиссий». От какой партии? «Пока я вам рассказать не могу», — неожиданно смутился глава СКП. А еще наблюдатель Сурикова от «Справедливой России» «грубо нарушила право граждан на свободное голосование — заглядывала в кабинку».


Депутаты в зале не могли сдержать смех. «Спасибо, я оценил ваш юмор», — невозмутимо отреагировал Бастрыкин. Впрочем, даже из тех скудных примеров, которые он упомянул, следовало, что фальсификации были, и преимущественно в пользу «Единой России». В Амурской области вбросили 21 бюллетень за «Единую Россию», в Кемеровской области вскрыто три эпизода с нарушениями в пользу ЕР, в Башкирии  член избиркома предложил неким студентам деньги за то, чтобы вбросить 700 бюллетеней в пользу ЕР. В Ленобласти гражданка Федоткина получила 10 тыс. руб. за подкуп избирателей в пользу ЛДПР. А в Республике Марий Эл на каких-то бюллетенях обнаружена надпись «Голосуешь за жуликов и воров — не удивляйся, что останешься без штанов». К этому моменту депутаты  в зале откровенно хохотали.
Шуточки шуточками, но часть парламентариев возмутилась: зачем оглашать эту давно известную статистику? «Мы направляли к правительственному часу свои вопросы приглашенным, но такое ощущение, что их не получали», — удивился Геннадий Гудков (СР).

 

«Нельзя же все к юмору сводить, я посылал письмо Бастрыкину по конкретному вопросу», — поддержал его Борис Кашин (КПРФ). «Если мы заранее договаривались, что передаем вопросы на правительственный час, выступающие должны придерживаться этих вопросов, иначе будем сидеть тут три дня», — добавил Валерий Селезнев. Только единороссов в процедуре ничего не смутило. «Мы согласовали порядок и регламент работы на сегодня, давайте проявлять уважение к нашим гостям», — предложил глава фракции ЕР Андрей Воробьев.


Последний из приглашенных, глава МВД Рашид Нургалиев, не внял просьбам оппозиции вернуться к заранее переданным вопросам и тоже начал со статистики. Например, такой: органы МВД провели проверку и выявили 148 фактов подачи недостоверных сведений о собственности кандидатами в президенты. А еще полиция получила шесть сообщений о готовящихся в день выборов диверсиях, причем три подтвердились — в Махачкале, Саратове и Перми. Привел Нургалиев и примеры возбужденных уголовных дел, но совершенно аполитичные: в Ленобласти «на бытовой почве» был убит кандидат в депутаты регионального заксобрания, еще в одном регионе в помещение некоей партии бросили бутылку с зажигательной смесью «из хулиганских побуждений». А в целом «общественный правопорядок был обеспечен», заключил Нургалиев.


Напоследок генпрокурор Юрий Чайка рассказал, что в Нижегородской области проводилась скупка открепительных удостоверений по 400 руб. штука, и посетовал, что большинство поступающих сообщений о нарушениях требуют процессуальной проверки. А прокуратура такую проверку не имеет права инициировать и не может возбуждать дела — такие законы приняли сами депутаты Госдумы, правда, предыдущего созыва.


Вопросов у парламентариев накопилась масса, хотя и не все про выборы. Так, Маким Шингаркин (ЛДПР) возмутился тем, что силовики явились в Госдуму без формы, в штатском — по его мнению, это нарушение регламента. В ответ единоросс Ильдар Габдурахманов немедленно напомнил ему, что некоторые парламентарии позволяют себе ходить на заседания в джинсах, а это тоже нарушение формы одежды. На этом обсуждение дресс-кода удалось закончить.


Несмотря на обилие фактов, говорящих о нарушениях 4 декабря, оппозиции не удалось превратить вопросы приглашенным в яркое зрелище, достойное первых полос и хитовых роликов в Youtube. В ответ на все примеры «вопиющего нарушения избирательных прав граждан» три силовика и один "волшебник" просили предоставить конкретные факты, обещали разобраться и соглашались с аргументами. Жесткой полемики не получилось.  Среди прочих выделился только коммунист Анатолий Локоть, вспомнивший обещание Чурова сбрить бороду в случае нечестных выборов. «Обещания надо выполнять – вот для этого мы принесли ему инструмент!» — с этими словами Локоть помахал над головой пакетиком-файлом с ножницами.


Зато вопросы от фракции «Единая Россия» неизменно вызывали гул в зале: они были абсолютно не связаны с тематикой правительственного часа. Так, Вячеслав Лысаков попенял экс-спикеру Совета Федерации, а ныне главе фракции СР Сергею Миронову, что он до сих пор пользуется прикрепленной охраной, хотя эсеры вносят в Госдуму законы об ограничении привилегий чиновникам. «Как вы оцениваете такую избирательную справедливость?» — поинтересовался Лысаков у Юрия Чайки. Тот опешил: охрана к Миронову прикреплена как к одному из бывших первых лиц государства, это сфера компетенции президента, а не генпрокурора. «А про справедливость пусть ваша комиссия по этике рассматривает», — добавил Чайка.


Андрей Красов пошел еще дальше и пристыдил парламентариев контактами с американскими дипломатами. «Кто переходит на сторону врага — тот предатель! — гремел он. — Поставьте депутату Митрофанову звездно-полосатый флажок на столе, чтобы было видно, в интересах какого государства он работает!» Тут опешил, кажется, сам Сергей Нарышкин: «А в чем вопрос?» И Красов задал вопрос, адресовав его главе СКП: «Александр Иванович, вы разбирались по этому факту предательства?» «А у нас не было по этому поводу обращений», — откликнулся Бастрыкин.


Депутат-эсер Илья Пономарев на этом месте предложил перераспределить незаданные вопросы от единороссов в пользу других партий, раз уж представителям партии власти неинтересно спрашивать о чем-то гостей нижней палаты. Этого не было сделано, и вопрос от правящей партии задала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова. Зрелище было удручающее: сидящий рядом с ней единоросс Андрей Макаров, казалось, держит палец на строчке, чтобы легенда отечественной космонавтики по бумаге зачитала: «В зале находятся три кандидата в президенты, оказывающие неприкрытое давление на Центризбирком в целях самопиара, выборы для них важнее народа». Стоит ли говорить, что ни один из этих кандидатов — ни лидер ЛДПР Владимир Жириновский, ни генсек КПРФ Геннадий Зюганов, ни глава эсеров Сергей Миронов — к этому моменту даже не поднимались на трибуну.


Последний вопрос от единороссов задал Сергей Железняк, поинтересовавшийся у Бастрыкина, почему не расследуются дела о фальшивых видеороликах с фальшивых избирательных участков, которые в изобилии размещены в интернете. Напомним, что ролики о нарушениях «фальшивыми» ранее объявил Владимир Чуров. Если бы депутаты не распалились от взаимных упреков, они бы непременно отметили логическое несоответствие: если ролики и вправду фальшивые, почему возбуждено всего 36 уголовных дел, разве у власти нет механизмов разобраться с подлогом? Но на это уже никто не обратил внимания, и Бастрыкин просто сообщил, что в настоящее время эксперты проверяют около 100 роликов, но на это нужно много времени.


Закончился правительственный час выступлениями глав фракций — они же кандидаты в президенты. Зюганов предложил на выборах 4 марта организовать публичный контроль за подсчетом голосов: «Мы сами быстрее все посчитаем!» Миронов предложил, раз уж на участках установят веб-камеры, показывать в объектив этой камеры увеличенную форму протокола, которая заполняется на участке по мере подсчета голосов. Как всегда эксцентричный Жириновский заявил, что большевики в 1918 году поступили честнее: «Им не понравился состав избранного Учредительного собрания, и они его разогнали!» По мысли Жириновского, единороссы так же, как большевики, удержали 4 декабря власть, но ненадолго, потому что «из десяти полицейских семь на нашей стороне, а армия вся на нашей стороне!»


Пожалуй, самым неожиданным было выступление главы фракции ЕР Андрея Воробьева — ни депутаты, ни журналисты еще не привыкли видеть его на трибуне в этой роли. Обычно Воробьев сдержан, но на этот раз он говорил сразу после Жириновского и, как это ни удивительно, сумел приблизиться к нему по громкости голоса. «Хватит балаганить! — провозгласил он. — Госдума — это серьезное дело, мы тут не позволим дурака валять!» По словам Воробьева, премьер-министр Путин «кровно заинтересован в том, чтобы выборы были честные и чистые». А раз так, значит, они такими и будут.


По итогам правительственного часа Госдума обычно принимает постановление, однако когда это будет сделано — пока неизвестно. После окончания прений Сергей Нарышкин объявил перерыв, а когда будет оформлен проект постановления, парламентарии решат позже.