Зимой балкарские старейшины голодали у стен Кремля
Президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков в понедельник уволил правительство республики. Отставка за несколько дней до этого была анонсирована полпредом президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным. Еще до того, как она стала свершившимся фактом, оппозиционно настроенные балкарцы потребовали отставки Хлопонина и Канокова и введения в КБР прямого президентского правления.
В конце прошлой недели Александр Хлопонин неожиданно сообщил, что в КБР планируется отставка правительства. Полпред похвалил действовавшего на тот момент премьер-министра Александра Меркулова, но сказал, что наступило время ротации. В понедельник президенту Канокову не осталось ничего, кроме как распустить кабинет министров.
Сам Каноков, переназначенный на второй срок осенью 2010 года, числится в СКФО среди губенаторов-"отличников". В 2005 году он сменил Валерия Кокова за короткое время до смерти первого президента республики и сразу же столкнулся с критической ситуацией: в октябре 2005 года Нальчик атаковали боевики. Бои с ними заняли два дня, а суд на 58 задержанными длится до сих пор. Но в 2005-м Канокову удалось не допустить разрастания кризиса, разогнать группу коррумпированных министров, "руливших" КБР во время тяжелой болезни его предшественника, и существенно снизить дотационность региона.
Но есть проблема, в решении которой Каноков не продвинулся и регулярно просит помощи федерального центра. Это вопрос так называемых межселенных земель. После начала муниципальной реформы в 2003 году кабардинское большинство в республике категорически не согласилось с тем, что малолюдные балкарские села в горах получат в свое распоряжение обширные угодья, пока перенаселенные кабардинские и русские муниципалитеты будут делить тесную равнину. Земли, на которые рассчитывали балкарцы, были объявлены межселенными (теперь, после того, как Конституционный суд России дважды признал такое выделение незаконным, они называются сопредельными). Хотя кризис мог бы разрешиться с помощью несложной согласительной процедуры и правильно оформленной долгосрочной аренды горных земель заинтересованными пользователями с равнины, ситуация остается тупиковой. Любая уступка балкарцам порождает протест кабардинцев, любое решение в пользу кабардинцев взрывает балкарскую общественность. Естественно, темой охотно пользуются политические противники Канокова.
Оппозиционный по отношению к Канокову Совет старейшин балкарского народа за день до решения о роспуске кабинета потребовал отставки Канокова, а заодно и Хлопонина. Балкарцы считают, что только прямое президентское правление в КБР позволит справедливо разрешить земельный вопрос. Они считают, что отставка Александра Меркулова с поста премьера связана с желанием администрации Канокова расставить лояльных людей на ключевые посты в преддверии начала работ по созданию кавказского горнолыжного кластера. Общая стоимость его составит ориентировочно более 400 млрд долларов, и КБР является одной из пяти главных площадок этого проекта. Проблема в том, что кабардино-балкарский "сегмент" курорта проектируется в балкарском селе Безенги, жители которого активно возражают. Чужой с их точки зрения курорт спроектирован на землях, которые они считают своими.
Напомним, 26 февраля этого года в досрочную отставку ушел президент соседней Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев. Его сменил Рашид Темрезов, 34-летний управленец, специалист по строительству, связанный с той "группой интересов", которая находилась у власти в КЧР до назначения Эбзеева в 2008 году. Карачаево-Черкесия -- тоже одна из "площадок" будущего туристического кластера. Будучи традиционным курортом, КЧР, как и Кабардино-Балкария, в отличие от Дагестана и Северной Осетии, готовы начать освоение финансирования практически прямо сейчас. Это и есть одна из версий смены президента КЧР.
Сам Арсен Каноков пояснил, что новый состав кабинета министров должен будет уделить больше внимания молодежной политике и профилактике терроризма. В 2010 году в КБР произошло вшестеро больше терактов, чем в 2009, а минувшая зима впервые ознаменовалась обстрелом отдыхающих в Приэльбрусье.
Исполняющим обязанности премьера стал первый вице-премьер КБР 50-летний кабардинец Адиб Абрегов. Как и новый президент КЧР, он строитель по основному роду занятий, с 1993 по 2004 год были директором ОАО "Каббалкгражданстрой", затем до 2006 года -- министром строительства и ЖКХ. В 2009 году он вернулся в правительство на должность министра промышленности, топливно-энергетического комплекса и ЖКХ. Кабардинское происхождение премьера сломало традиционное распределение первых трех постов: раньше при президенте-кабардинце были балкарец-спикер и русский премьер, теперь кабардинцы заняли два из трех мест.
Александр Меркулов продолжил свое аппаратное странствие по южным регионам: в 2005 - 2006 году он был премьером Северной Осетии, а теперь получил назначение вице-губернатором в Волгоград.
- Контекст

