Новая интеллигенция по-американски

13 декабря 09:00  | 
Кого считают своими героями жители Штатов
Американцы

Американцы, например, выбирают своих народных героев при поддержке телекомпании CNN. Это обычные такие американцы, которые стараются помочь другим, даже если сами едва сводят концы с концами или оказались в беде. Вот, например, простой американский герой Лео Маккарти из шахтерского штата Монтана, уникального в США места, где алкоголь можно распивать прямо на улице как «кока-колу». Его городок Батт с 35 тысячами жителей — этакий американский Донбасс со средневековыми шахтерскими традициями.

Четырнадцатилетняя дочь Маккарти Мария погибла четыре года назад под колесами автомобиля на тротуаре, куда въехал 20-летний водитель. Он был безумно пьян. На похоронах дочери отец обратился к ее одноклассникам с призывом не употреблять алкоголь до 21 года и никогда не садиться в автомобиль с пьяным водителем. Маккарти — человек небогатый, а то бы сбежал на жительство куда-нибудь подальше — в этой дыре промышленные разработки медных рудников почти до последнего времени велись прямо на территории города, почва которого, словно язвами, изрыта шахтами. Тем не менее, он пообещал каждому непьющему подростку в школе, где училась его Мария, вознаграждение в тысячу долларов за трезвое отрочество — очень даже неплохо для школьника в депрессивном шахтерском городишке. С тех пор стипендиатами Маккарти стали 140 человек, каждый из которых проходил личную встречу с отцом, потерявшим любимую дочь. Говорят, он сумел изменить атмосферу в своем Батте и сформировать сообщество трезвой молодежи, порвавшей с худшими традициями ирландского пролетариата. Школьник-стипендиат Батта со знакомо звучащей фамилией Панасюк признался, что трагедия их городка и то, как достойно переживает ее семья Маккарти, заставили его пересмотреть былые увлечения. К бутылке он больше не тянется.

«Мария навсегда осталась 14-летней. Я не могу вернуть ее, но я могу спасти других детей», — объясняет Маккарти свой план действий.

Такой вот американский благодетель, который продвигает духовные ценности через сугубо материальный подход. В детстве очень даже действенно. Сама, помню, выучила назубок таблицу умножения в первом классе, когда папа пообещал вознаграждение в три рубля. А моя дочка в четырехлетнем возрасте завязала с младенческой привычкой сосредоточенно сосать два пальца, на которых уже были мозоли, в обмен на дворец для Барби. И ни разу не сорвалась!

Американцы очень любят истории «простых героев», от которых жить становится как-то светлее

Вот и почитатели Маккарти призывают размещать его портреты на обложках всех известных журналов вместо знаменитостей шоу-бизнеса, и даже присвоить ему Нобелевскую премию. Другие американские номинанты тоже делают что-нибудь полезное по месту жительства безо всякой выгоды — то ли учат детей плавать, то ли фитнесс-центр для бросающих наркоманов открывают, а то дрессируют собак для ветеранов, вернувшихся из Ирака и Афганистана, у которых после пережитого не клеются отношения с людьми. Американский народный героизм не требует жертвенности — это скорее, действенное неравнодушие.

А присудили американцы титул главного героя года не своим, а 29-летней непальской учительнице Пушпе Баснет, которая, увидев своими глазами детей, которые сидят в непальской тюрьме вместе с осужденными матерями, стала забирать их к себе домой. Сейчас у нее около сорока таких пригретых детишек, многие из которых родились в заключении и не видели свободы до того, как Пушпа привела их к свой дом. Начала она освобождать детей из тюрем 21-летней студенткой, после того, как, работая над курсовой, впервые оказалась в женской тюрьме и увидела девочку, отбывающую срок наказания за преступление мамы. Пять последних лет Пушпа, сама выросшая в благополучной, состоятельной семье, живет в «Бабочкином доме», как она назвала свой новый дом с приемными воспитанниками, готовит, прибирает, обстирывает и провожает их в школу. Для сотни детей она стала настоящей матерью, подарив им другой сценарий судьбы. Этой бы непальской девушке я точно передала Нобелевскую премию мира, «авансом» присужденную четыре года назад Бараку Обаме.

Американцы очень любят истории «простых героев», от которых жить становится как-то светлее. Героям можно писать письма на их страничку, участвовать в их проектах, если они живут по соседству, или поддержать долларом. А вот российскую номинацию «власть с человеческим лицом» они бы, наверное, не придумали. Тут с каким лицом выбрали, с таким и получите. За того, что с нечеловеческим — в другой раз не проголосуют. И «низшие рангом» политики так же важны, как и те, что в Белом доме сидят. Поэтому хоть ты там в Вашингтоне тресни, а в Монтане распивают виски на дороге, а в Мэне — водят авто непристегнутыми ремнями, потому что так понимают свободу выбора.