Рубрика: Мнения

Презумпция виновности

В нашей стране опасно находится рядом с преступлением, но можно безнаказанно его совершать
15 мая 00:05Софья МакееваСофья Макеева
В Красноярске 19 мая пройдет второй митинг в поддержку журналиста Олега Леонтьева, которому предъявлено обвинение в том, что он показал гениталии 11-летней девочке в лифте. По мнению друзей Олега, а также всех, кто пришел на первый митинг в его поддержку, дело полностью сфабриковано: у Олега на момент совершения преступления есть алиби. Тем не менее, он находится в СИЗО с 19 февраля, уже почти три месяца. Как такое, именно так, как оно сейчас и происходит: алиби игнорируется, факты вольно интерпретируются в пользу обвинения, - могло случиться?
 

В Красноярске 19 мая пройдет второй митинг в поддержку журналиста Олега Леонтьева, которому предъявлено обвинение в том, что он показал гениталии 11-летней девочке в лифте. По мнению друзей Олега, а также всех, кто пришел на первый митинг в его поддержку, дело полностью сфабриковано: у Олега на момент совершения преступления есть алиби. Тем не менее, он находится в СИЗО с 19 февраля, уже почти три месяца.


Как такое, именно так, как оно сейчас и происходит: алиби игнорируется, факты вольно интерпретируются в пользу обвинения, - могло случиться?


Одним из аргументов следствия стало наличие эротических видео в компьютере обвиняемого. Исходя из этой логики, зарекаться от тюрьмы не стоит и многим читателей этой статьи. Но не спешите удалять запретные файлы с компьютера прямо сейчас - вряд ли вам это поможет, если вы случайно окажетесь рядом с местом преступления.


По данным следствия, 17 декабря 2011 года около 14.00 «неустановленный злоумышленник совершил развратные действия в отношении 11-летней девочки, после чего с места происшествия скрылся». На следующий день полицейские пришли к Олегу Леонтьеву, якобы по делу о совершенной в доме квартирной краже, и выяснили, где он был днем ранее в это время - на пикете в центре Красноярске против фальсификации выборов.
Олег Леонтьев находился там по заданию редакции, поскольку работал собкором РИА Новости в Красноярске. Есть свидетели, которые его видели, есть видеозаписи пикета, в том числе сделанные полицией.


Есть свидетели и того, где он был до этого: Олег переезжал на новую квартиру, как раз в тот дом, где было совершено преступление. Вместе с другом, Юрием Шостаком, он перевозил вещи. Друзья расстались у подъезда в 13.25, а в 13.40 Олега уже видели на пикете. Казалось бы, алиби железное. Однако, как рассказал мне Юрий, предъявляя обвинение «следователь передвинул время на 13.30! Хотя во всех предыдущих документах, в постановлении о возбуждении уголовного дела четко указано время — 14.00».


Допустим, что время преступления было не сразу точно установлено. Но как же себе представляют реальность следователи? Человек, только что переехавший в новую квартиру, спешащий по заданию редакции на пикет, выходит из дома, прощается с другом, и вдруг возвращается домой, забежав по пути в магазин одежды (на Олеге в тот день был длинный черный пуховик, а потерпевшая описала короткий белый пуховик преступника), переодевается, показывает гениталии, снова переодевается, уничтожает лишний пуховик и бежит на площадь. И все это минут за 10! Если использовать такого рода допущения, то каждый из нас мог быть тем преступником.


Другой аргумент следствия: в ходе обыска «изъят системный блок ПК и нетбук, в котором обнаружены видео и фотофайлы, представляющие интерес для органов следствия». Речь идет об эротике. Следствие удивляет, что у 25-летнего парня в компьютере нашлись эротические видео?


Интересная история случилась и с фотороботом, созданным по описанию потерпевшей. Сначала девочка опознала в Олеге преступника (по словам мамы Олега, Евгении Леонтьевой, это произошло потому, что остальные «подозреваемые» были похожи на фоторобот еще меньше). Потом потерпевшая выразила сомнения, что «преступление совершил именно обвиняемый», о чем и она, и ее родители дали показания, заявив, что не хотят привлекать к уголовной ответственности невиновного человека. Но это не изменило в ходе следствия ничего. Также как и то, что сексолог не нашел у Олега отклонений.


После поднятой в прессе шумихи, обращения в Москву (в Следственный комитет РФ) и пикета друзей Олега, на который пришло более 200 человек, ситуация сдвинулась с места. В Красноярск вылетела комиссия из Москвы, которая будет разбираться в ходе расследования дела. Правда, об окончательной победе здравого смысла над желанием назначить виноватых и отчитаться о проделанной работе говорить пока рано.


Меня в этой истории ужасают две вещи. Первое: хороший человек по неизвестной причине находится в тюрьме уже три месяца. Это тем страшнее, что я знаю, что это не выдуманная или раздутая журналистами история о каком-то абстрактном человеке. Я лично знаю Олега и понимаю тех, кто выходит на митинги в его поддержку в Красноярске. Это, как говорится, может случиться с каждым из нас.


Второе: после такого «делопроизводства» отношение к настоящим педофилам, вина которых доказана без всяких натяжек, будет не таким однозначным, каким должно быть. И в такой стране придется жить и нам, и нашим детям.  В стране, в которой опасно находится рядом с преступлением, но можно безнаказанно его совершать.