Учебная тревога
03 мая 15:01 |
Эту историю мне рассказала младшая сестра. На днях она закрывала больничный в поликлинике №59 в Южном округе Москвы. Сидела в огромной очереди к терапевту. Внезапно зазвучал тревожный призыв: «Внимание! Пожарная тревога! Срочно всем покинуть помещение!» Пациенты поднялись с лавочек и пошли к лестнице. Паники не было. То ли люди просто устали, то ли плохо себя чувствовали (пациенты все-таки), но шли спокойно, не бежали. Из кабинетов выходили врачи и медсестры, закрывая двери на ключ.
Сестренка была на третьем этаже. Она надела куртку и решила выйти на улицу. Сидевший рядом с ней пожилой мужчина с тростью встал со скамейки, но с большим трудом. Сделал один маленький шаг и остановился. Через некоторое время шагнул еще. Так и шел. Похоже, с ногами у него было что-то серьезное. Сестра подошла к лифтам, но их уже предусмотрительно выключили. Лестница была заполнена: больные и медперсонал спускались на первый этаж.
«Я спустилась на половину лестничного пролета, но дедушка с тростью не выходил у меня из головы. Поднялась обратно и спросила у него, сможет ли идти. Тот неуверенно пожал плечами», - рассказала она. А в это время по лестнице вверх поднялась уборщица со шваброй. Отдышавшись, сказала, что тревога, похоже, учебная. Сестра с дедушкой переглянулись и повернули обратно.
Неожиданно дорогу им преградили два врача, которые чуть ли не приказали срочно спускаться вместе со всеми вниз. Мужчина с тростью спокойно ответил: «Я не могу идти по лестнице. Если мне предстоит выбор - спускаться или умереть, то лучше умереть». Врачи не предложили ему ни носилки, ни какую-либо помощь вообще. Они молча расступились, уступая дорогу. А сами поспешили вниз. Сестра со старичком вернулись в пустое крыло поликлиники и снова сели на свои места.
Через некоторое время голос по радио умолк, но люди все еще не возвращались. «Я подходила к окну и смотрела, не валит ли дым, не приехали ли кареты скорой помощи и пожарные. Но на улице все было спокойно. Прошло несколько тихих, но напряженных минут, - вспоминала сестра. - И вдруг с новой силой зазвучали динамики: «Внимание! Пожарная тревога! Срочно всем покинуть помещение!».
Мужчина шутил: «Самое страшное, что может быть в этой ситуации, это если мы наглотаемся дыма, спасатели увезут нас в больницу, там мы очнемся, и надо будет ехать домой своим ходом». «Его юмор действовал успокаивающе. План нашей эвакуации уже не казался таким страшным. Я внимательнее вглядывалась в собеседника: военная выправка, аккуратная одежда, спокойное, ухоженное лицо, веселые голубые глаза. Попыталась угадать, кто он: военный, преподаватель?», - делилась со мной потом впечатлениями сестренка.
Голос из динамиков не утихал. Неожиданно открылась дверь кабинета, из нее вышли два врача. Они молча посмотрели на нас, вернулись в кабинет за верхней одеждой и ушли вниз, к остальным спасшимся. Дед продолжал шутить с серьезным лицом: «Вот и думай, что хуже: сгореть или очередь свою к врачу упустить?».
Через некоторое время динамик умолк, и на этажи стали возвращаться эвакуированные и новоприбывшие. О пожарной тревоге никто ничего не говорил. Как будто ничего и не произошло. Лавочки у кабинетов быстро заполнились пациентами, кому-то уже не хватало места. За несколько минут до начала приема пришла «активная больная» - она осведомилась, кто первый и кто последний в очереди, а также у кого есть больничные. Выяснилось, что мужчина с тростью проходит стационарное лечение – больничного у него с собой нет. На что женщина уверенно и громко заявила: «Тогда вы первым не пойдете - сначала пойдут те, кто по больничному» и достала свой бюллетень. «Мне показалось, что в этот момент дед задумался о том, что двум смертям не бывать - встал и медленно направился к кабинету терапевта. Там он и остался стоять до прихода врача, одной рукой опираясь на трость, а другой держась за дверную ручку. Ему было очень трудно стоять. На мое предложение сесть он ответил категорическим отказом. «Нет, обратно уже не добегу, буду ждать здесь», - рассказала сестра. В итоге он зашел на прием первым. Сестра - за ним.
Эта учебная тревога оказалась учебным пособием и для врачей, и для пациентов. Возможно, люди в белых халатах отнеслись с присущим им цинизмом к судьбе пациентов только потому, что были твердо уверены, что нет ни дыма, ни огня. И что все, кто пришел к ним на прием, способны передвигаться, а значит, и бороться за свою жизнь самостоятельно. В крайнем случае, они всегда могут помочь друг другу. Взрослые - детям. Молодые - пожилым. Ходячие - лежачим. Пациенты, в свою очередь, давно привыкли к тому, что ждать спасения от врачей не приходится. И не просили у них ни носилок, ни медикаментов. Пожарные и правда в этой ситуации оказались бы лишними. Потому и не приехали.
Наверное, в отчете о проведенной учебной тревоге сотрудники этой поликлиники написали что-то вроде того, что из здания были эвакуированы все сотрудники медучреждения, а также все пациенты. Возможно, было подсчитано общее число людей. Двое на третьем этаже – дедушка и девушка вряд ли попали в общую статистику.