Рубрика: Мнения

Мирная передышка для Пхеньяна

США придали КНДР дополнительный запас прочности
05 марта 14:20Александр ЖебинАлександр Жебин
Северокорейцы снова удивили. Эксперты с опаской ждали от них повышенной воинственности, якобы необходимой для укрепления позиций молодого руководителя, а те, напротив, демонстрируют миролюбие. На Западе думали, что новому лидеру потребуется немало времени, чтобы выстроить свою властную вертикаль, а он, похоже, справился с этой задачей за пару месяцев, пойдя на непростые внешнеполитические решения.
 

Северокорейцы снова удивили. Эксперты с опаской ждали от них повышенной воинственности, якобы необходимой для укрепления позиций молодого руководителя, а те, напротив, демонстрируют миролюбие. На Западе думали, что новому лидеру потребуется немало времени, чтобы выстроить свою властную вертикаль, а он, похоже, справился с этой задачей за пару месяцев, пойдя на непростые внешнеполитические решения.

Суть их сводится к согласию КНДР практически на все предварительные условия, которые США и их союзники выдвигали для возобновления шестисторонних переговоров: вводится мораторий на ядерные испытания и пуски ракет большой дальности, приостанавливается работа завода по обогащению урана в атомном центре в Ненбене, а инспекторы МАГАТЭ получают возможность в этом удостовериться.

Здесь стоит напомнить, что почти все это северокорейцы пообещали еще в прошлом году нам и китайцам, а сами уже почти три года не проводят таких испытаний и пусков. Построенный ими завод по обогащению урана, по свидетельству Зигфрида Хеккера, бывшего директора Лос-Аламосской лаборатории, допущенного на предприятие в ноябре 2010 года, действительно пока соответствует заявленной цели — производству низкообогащенного урана для строящегося северокорейцами реактора на легкой воде (ЛВР).

В итоге США еще до возобновления «шестисторонки» сумели выторговать у Пхеньяна максимум из того, что смогли бы получить от него на самих переговорах. Сдавать уже имеющийся ядерный арсенал КНДР, особенно после ливийских событий, похоже, не намеревается. Не случайно, что об этом в достигнутых договоренностях ни слова, как не говорится и о сроках возобновления «шестисторонки». Попытка добиться от Пхеньяна большего потребовала бы от Вашингтона таких шагов навстречу КНДР, на которые США накануне президентских выборов вряд ли могут пойти.

Ничего сверх того, о чем удалось договориться, американцам в ближайшее время от Северной Кореи и не нужно. Им важно не допустить, чтобы КНДР и дальше совершенствовала свое ядерное оружие и средства его доставки, а также продвигала наряду с плутониевой вторую (урановую) программу создания ядерного оружия.

Есть в американо-северокорейских договоренностях еще один момент, имеющий, на мой взгляд, принципиальное значение. Стороны подтвердили, что соглашение о перемирии в Корее от 1953 года является «краеугольным камнем» для мира и стабильности на Корейском полуострове.

Со стороны КНДР это еще один важный шаг к признанию существующих на Корейском полуострове реалий. В свою очередь, подтвердив свою приверженность документу, закрепившему там статус-кво по результатам корейской войны, США, как представляется, дали КНДР определенные гарантии безопасности, которых она так долго и столь тщетно добивалась.

США заявили, что не имеют враждебных намерений в отношении КНДР и готовы предпринять шаги к улучшению отношений «в духе взаимного уважения суверенитета и равенства». Впрочем, такие обещания на протяжении последних двух десятилетий давались неоднократно, что не мешало сторонам несколько раз оказываться на волоске от большой войны.

Для КНДР нынешние договоренности ценны прежде всего тем, что они хотя бы на время снижают напряженность в отношениях с США и тем самым дают возможность обеспечить более благоприятную международную обстановку для окончательного утверждения во власти нового лидера Ким Чен Ына. Кроме того, Пхеньяну нужна мирная передышка для успешного проведения важнейшего внутриполитического мероприятия — празднования 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена, которое должно продемонстрировать успехи и правоту проводившегося им и его преемниками курса.

Кроме того, обещание США соблюдать соглашение о перемирии дает КНДР определенный запас прочности против силового давления со стороны Южной Кореи. Более того, нынешние договоренности между США и КНДР де-факто дезавуируют сами основы курса нынешней южнокорейской администрации в отношении КНДР. Сеул претендовал на первые роли в решении ядерной проблемы, в то время как Пхеньян настаивал, что главным своим визави он считает Вашингтон, и, похоже, добился своего.

Тем не менее в КНДР не преминули подчеркнуть, что мораторий будет соблюдаться лишь до тех пор, пока продолжается «продуктивный», по их мнению, диалог с США. Американские дипломаты в своем сообщении об итогах переговоров об этом предпочли умолчать, равно как и о ряде других моментов, которые северокорейцы вынесли на первый план. Например, в случае возобновления «шестисторонки» приоритетными темами, по их версии, должны стать вопросы о снятии с КНДР санкций и предоставлении ей ЛВР.

Итак, мораторий небезусловен и небессрочен. В 1999 году КНДР уже приостанавливала пуски ракет «на период переговоров» с США, но когда американцы прервали диалог, северокорейцы отказались от моратория. Сейчас Пхеньян снова таким образом пытается придать диалогу с Вашингтоном некую устойчивость. Однако, как следует из факта публикации сторонами отдельных заявлений по итогам встречи, а также из текстов самих документов, приоритеты КНДР и США и даже очередность решения вроде бы согласованных задач остаются по-прежнему далеко не всегда совпадающими.

ТЕГИ: США, КНДР