В социальной жизни общества не бывает психотерапевтов, а жаль. Социальные эмоции не менее травматичны и тоже переживаются долго и болезненно.
В конце 80-х стране сообщили правду о ее прошлом, правду, которую многие подозревали, некоторые даже знали, но большинство не хотело о ней ни говорить, ни слышать. Тогда с безжалостностью новичка, прочитавшего несколько книг по психологии и решившего, что метод им освоен, отважные неофиты общественного сознания ринулись на разрушение ветхих мифов, которые худо-бедно прикрывали неблагополучное состояние невротичного советского социума. Как говорила по подходящему случаю королева Гертруда, мать принца Гамлета, «ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду черные следы». Ужаснувшись, часть общества начала по-мазохистски ковырять раны, добывая все новые доказательства собственной ущербности и несостоятельности, в то время как другая часть все силы направила на создание нового мифа, чтобы компенсировать травму от разоблачения старого. Обе тактики не являются удачными для развития и преодоления.
Принять правду трудно, разобраться в ней, превратить собственный гнев, обиду, злость, раздражение в зрелые чувства — сострадание, любовь, приятие — очень непросто.
Российская общественная жизнь молода и неопытна, в ней больше ошибок, чем достижений, эмоций больше, чем понимания. Ее главная тенденция — подмена реальной сложности жизни абсолютизацией идеала, неважно, в чем этот идеал заключается — в глянцевой ли картинке условного демократического общества или в столь же условной патриархальности. Идеал, безусловно, помогает формировать ценности, но, казалось бы, опыт социалистической революции мог научить, что слишком доверять этому способу весьма опасно.
Но нет, снова идея идеала, наличия национального фетиша, к которому должны устремиться все граждане, носится в воздухе. Снова вместо реального изучения практического опыта, данного нам в ощущениях, показателях, наблюдениях и измерениях, гражданам предложено взорлить к горним высям, почерпнуть из прошлого нечто героическое, вспомнить о намерениях и мечтаниях предков, скрепы скрепить, традиции возродить.
Есть закон: когда одно направление абсолютизируется, это значит, что оно вытесняет ему противостоящее. А поскольку вторая часть не менее важна, чем первая, она не исчезает, а вытесняется в подсознание, усиливая тем самым его активность. Активность же подсознания, по существу архаичного, нарушает работу сознания, рождая сны рассудка, психозы, неврозы.
Что, собственно, и происходит в нашем коллективном общественном теле, которое все чаще бредит. И неважно, чем это состояние изначально вызвано — немедленным построением отдельно взятого града Китежа или свободного рынка. Результат один.