Ярче всего эти проблемы проявляются в Азербайджане. Благодаря репрессиям и манипуляциям на выборах в этой стране практически уничтожена политическая оппозиция, а независимые СМИ запуганы.
Политику «закручивания гаек» Баку часто оправдывает трудным геополитическим положением. Богатая углеводородами страна расположена едва ли не в самом горячем регионе Европы. На севере — Россия, которая является одним из крупнейших поставщиков групп радикальных исламистов на азербайджанскую территорию (имеются в виду представители радикальных групп на Северном Кавказе. — «МН»). На востоке — Армения, с которой Азербайджан технически находится в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. На юге — неспокойный Иран, в котором проживает около 20–30 млн этнических азербайджанцев.
Защиту демократии Евросоюз сейчас снова пытается сделать основой своей внешней политики. Однако, если по отношению к Беларуси Брюссель занял жесткую позицию, то в Азербайджане для ЕС, похоже, гораздо важнее энергетические интересы и вопросы безопасности.
Политический регресс
После обретения независимости в 1991 году Азербайджан был такой же бедной страной, как и два его кавказских соседа — Армения и Грузия. Однако с середины 90-х власти постепенно сумели оправиться от шока перехода к рыночной экономике и войны с Арменией. В стране возобновился экономический рост, главным образом, благодаря богатым запасам углеводородов, а также высоким ценам на нефть.
Благодаря этому Азербайджан впечатляюще изменился: уровень бедности упал с 45% в 2003 году до 9% в 2010-м. Реальный ВВП вырос втрое в период с 2003 по 2008 год. Причем в 2006 году был зарегистрирован беспрецедентный рост ВВП на 34%.
Однако на фоне экономического прогресса страна регрессировала в своем политическом развитии. В 2003 году Ильхам Алиев унаследовал власть от отца — Гейдара Алиева, создав первый на постсоветском пространстве прецедент передачи власти династическим путем. Приток нефтедолларов помог режиму Алиева еще более укрепить президентскую власть и привести страну к полноценной автократии.
В тюрьмах Азербайджана сейчас содержатся 12 политзаключенных, политическая оппозиция задавлена, главные телеканалы полностью контролируются властью, а независимые журналисты регулярно получают угрозы. Следствия по делу об убийствах двух оппозиционных журналистов, погибших в 2005 и 2011 годах, ни к чему не привели. Против журналиста Хадиджи Исмайловой была развернута кампания травли, после того как она опубликовала статьи-расследования о коррупции в президентской семье. среднесрочной перспективе режим Алиева более уязвим, чем сейчас представляется. Добыча нефти, достигшая пика в 2010 году, падает. В 2011-м страна продемонстрировала самый низкий уровень роста экономики среди бывших республик СССР.
Политико-экономическая система страны основана на предоставлении вознаграждений в обмен на лояльность, а не на свободной политической и рыночной конкуренции, поэтому правящая элита — бюрократы и их родственники — стала практически эксклюзивным бенефициаром нефтяных доходов страны. Власти мало что делают для того, чтобы диверсифицировать экономику и снизить ее зависимость от нефти и газа. Бюджет страны все больше зависит от трансферов из государственного нефтяного фонда, а не от обычных налоговых поступлений. Ожидается, что доля трансферов в бюджете 2012 года достигнет уже 60%. Если Азербайджан не займется реформами, его экономическая модель будет оставаться крайне неустойчивой.
До сих пор режиму удавалось избегать нестабильности, успокаивая общество ростом социальных расходов. Кроме того, от участия в протестах многих останавливает угроза потери работы. А недовольные голосуют ногами, уезжая на заработки в Россию.
Ограничив свободу прессы и подавив светскую оппозицию, режим перекрыл большинство обычных каналов выражения недовольства. И хотя Азербайджан традиционно рассматривается как светское общество, в последнюю пару лет здесь наблюдается своего рода ренессанс ислама. Среди молодежи становятся популярными идеи радикальных исламистов, с помощью которых молодые люди пытаются выразить недовольство режимом.
Власти с помощью спецопераций борются с наиболее агрессивными исламистскими группами, но при этом они гораздо терпимей относятся к проведению мероприятий умеренных исламистов в центре Баку, чем к аналогичным акциям светской оппозиции.
Подобный подход вкупе с ухудшением качества образования, нерешенным конфликтом вокруг Нагорного Карабаха и отступлением светского общества в Турции, ближайшем союзнике Азербайджана, в конечном итоге способствует укреплению роли исламистов в стране, что ведет к значительным политическим проблемам в будущем.
Европейская «принципиальность»
Авторитарные тенденции в Азербайджане слабо влияют на политику ЕС в отношении этой страны. Главный интерес Европы в регионе — стабильность поставок энергоресурсов и вопросы безопасности. Алиев разрешил западным компаниям добывать здесь углеводороды и поддержал транспортные проекты, которые позволяют поставлять сырье на Запад, минуя Россию.
Эта тактика позволяет Баку заглушить критические голоса, раздающиеся иногда в Европе. Большинство стран ЕС стремятся избегать публичной критики режима Алиева, ограничиваясь лишь редкими заявлениями.
ЕС отверг призывы азербайджанских активистов ввести политические и экономические санкции против режима Алиева. «Санкции против Азербайджана не будут работать, потому что у ЕС нет никаких рычагов влияния на страну» — таков распространенный взгляд среди европейских чиновников. «Мы все стоим в очереди на прием к Алиеву. Зачем же нам вводить против него санкции?» — вопрошает один европейский дипломат.
Хотя в Азербайджане больше политзаключенных, чем в любой другой стране «Восточного партнерства», включая Беларусь, ЕС не рассматривает возможность введения визовых ограничений или экономических санкций против чиновников, нарушающих права человека в этой стране, из-за страха испортить сотрудничество с Баку по энергетическим и военным вопросам.
Резкий контраст в подходах ЕС к Азербайджану и Беларуси ставит под сомнение принципиальность европейской внешней политики.
Впрочем, как показывает пример с Минском, жесткий подход способен привести лишь к уменьшению контактов между страной и ЕС и тем самым подорвать то ограниченное влияние, которое имеется. Жесткие требования со стороны Европы могут нанести гораздо больше вреда гражданскому обществу Азербайджана, чем чиновникам Баку, сидящим на нефтяных доходах.
Впрочем, кое-какие рычаги у ЕС имеются. Для диверсификации экономики Азербайджану нужны технологии и ноу-хау. Но европейские компании, не связанные с добычей сырья, не пойдут в Азербайджан, пока в стране не улучшатся качество управления и судебная система.
В рассуждениях о зависимости ЕС от Азербайджана как единственного альтернативного России поставщика энергоресурсов не учитывается, что Европа постепенно либерализует рынки газа и электроэнергии, переходит на закупки сжиженного газа и приступила к разработке месторождений сланцевого газа, что в перспективе позволит создать новые альтернативы поставкам газа по трубопроводам как из России, так и из Азербайджана.
Политическая элита Азербайджана ориентирована на Запад: получая коррупционные доходы дома, она хранит свои сбережения в европейских банках, отправляет своих детей на учебу в европейские школы и университеты, покупает недвижимость на Западе.
Все эти факторы дают Европе потенциальные рычаги влияния на Баку для ограничения авторитарных тенденций. Но сегодня лучшим решением для продвижения реформ в стране будет сохранение нынешнего уровня двусторонних отношений, а не изоляция Азербайджана. ЕС следует активнее поддерживать, политически и финансово, тех, кто готовит эволюционные перемены в будущем.
Статья основана на докладе Европейского совета по международным отношениям