Но таково общее отношение к подобным проектам, даже реализованным на практике. Так переименование милиции в полицию и даже новая форма (злые языки, правда, говорят, что она больше стала похожа на форму ЧОП) не улучшил ее имидж. Но если в начале процесса ребрендинга полиции было некоторое воодушевление, то очередное предложение по переименованию целого региона энтузиазма не взывало.
Претензии общества к власти действительно слишком велики, от нее ждут реальных действий, а не слов, пиара или идеологии. Пересказывать этот негатив не имеет смысла, общим же местом в реакции на предложение Дмитрия Рогозина стало: «что, в стране кончились проблемы?» Видимо, подобная реакция вынудила вице-премьера сделать пояснение, что речь идет не о формальном переименовании региона, а об «отношении к нему». И с этой точи зрения он абсолютно прав.
Несмотря на скептическое отношение к пафосным инициативам российской политической элиты, которые при дальнейшем нарастании системного кризиса в стране будут становиться все более гротескными, поднятый вопрос о геополитическом нейминге представляется значимым. Напомним, что целенаправленное изменение названий на Дальнем Востоке уже происходило. В СССР практически все названия географических объектов в Приморском крае, Амурской области и в Хабаровском крае были переименованы с китайских на русские.
Тихоокеанский регион, действительно, является чрезвычайно важным узлом современной экономики и Россия сегодня является в нем явным аутсайдером. По сути, вся мощь держится на энергоносителях и ядерном оружии как сдерживающем факторе экспансии других стран, но в экономическом и культурном отношении Россия не может ничего противопоставить не только таким развитым странам как Республика Корея или Япония, но и набирающему силу Китаю. По многим отраслям Россия уже не может говорить с позиции «старшего партнера». Это особенно актуально в условиях окончательного решения территориальных споров: с Китаем этот вопрос снят, а с Японией будет видимо решен уже в обозримом будущем.
Такую негативную ситуацию нужно менять и в том числе с помощью создания новых смыслов и символов, которые несут в себе названия, являющиеся реальным инструментом формирования поведенческой модели людей. Но нейминг, брендинг и пиар применительно к государственному строительству в России уже давно воспринимаются как громкий, но разовый проект без дальнейшего системного развития.
Всемогущество пиара может довести и до переименования России
К тому же, так ли уж прагматично предложение по переименования Дальнего Востока? Пока мы услышали только апелляции к абстрактных понятиям «места сверхдержавы», что само по себе не плохо и не хорошо, но, к сожалению, не несет никакой смысловой стратегии по изменению жизни региона. Внутри страны такая мегаломания будет (и уже) воспринята с раздражением, как очередной ни к чему не обязывающий и контрастирующий с реальностью пиар власти, на тихоокеанских экономических партнеров России переименование также не произведет должного впечатления. Названия нужно подкреплять реальными символами: инфраструктурой, каскадами небоскребов, высокотехнологичными кластерами, в чем они собственно и соревнуются.
Следует понимать, что виртуальная символика может работать только в условиях виртуальной политики и только для виртуального общества. Ведь даже самые тоталитарные режимы вроде Северной Кореи не могут бесконечно искажать и скрывать реальность. Реальный брендинг и нейминг является системными действиями не исключающими, а наоборот, интегрирующими реальный продукт и смысловой интерфейс в сложной конкурентной среде.
Дальний Восток, действительно, нуждается в «перезапуске». Регион нужно сделать субъектом мировой экономики и русской истории, тем более что в нем еще есть неравнодушное общество и ренейминг и ребрендинг мог бы также помочь в этом преображении. В противном случае, вера во всемогущество пиара может довести и до переименования России, но без реальной позитивной работы с привлечением профессионалов – инициативы по переименованию будут заслужено восприниматься как раздражающий симулякр и неэффективную трату колоссальных ресурсов.