Миф первый: в России очень сложно открыть компанию
Для того чтобы открыть в России компанию, вам потребуется российское гражданство, две недели и 10-15 тысяч рублей расходов. Это, конечно, сложнее, чем в Эстонии, но, в общем-то, некритично. Вам придется потратить 2-3 вечера для того, чтобы аккуратно заполнить и выверить все документы, один раз съездить в налоговую, пару раз в банк, а затем две недели подождать, пока налоговая регистрирует компанию. Все.
При этом все эти формальности никак не мешают вам заниматься собственно бизнесом: создавать сайт (если у вас интернет-бизнес), договариваться с партнерами и поставщиками, заказывать оборудование и т.д.
Миф второй: коррупция
Знаете, сколько раз за три года чиновники вымогали у нас деньги? Ни разу. Я думал, что дело в специфике бизнеса: мол, дремучие чиновники не разбираются в интернетах, и не понимают, с какого конца нас стричь. Поговорил с друзьями и знакомыми, которые держат классический оффлайн бизнес – торговлю, например. Ситуация та же. Вымогатели с госкорочками не приходят к предпринимателям уже давно, последний раз мои более опытные знакомые видели их лет 5-6 назад. Я таких наездов уже не застал.
Куда они делись? Не знаю. Есть гипотеза: чиновникам просто не выгодно общипывать бизнес, намного больше можно «заработать», распиливая бюджетные средства и финансы разных госкорпораций.
Миф третий: высокие налоги
Налоги в России действительно не самые низкие, но и убийственными их назвать сложно. НДС в 18% вполне терпимый, ниже, чем в большинстве европейских стран, НДФЛ (его по факту тоже платит работодатель) всего 13%, а налог на прибыль умелый бухгалтер может контролировать.
Ключевая проблема – зарплатные налоги в 36% от ежемесячного дохода сотрудника. Для высокооплачиваемых сотрудников этот налог еще выше. Как представишь, что тебе придется еще половину от зарплаты сотрудника (13% + 36%) отдавать государству, десять раз подумаешь, брать ли человека в штат.
Но и тут есть свои плюсы: во-первых, для ряда отраслей ставка соцвзносов понижена (например, для IT компаний до 14%, а для образовательных учреждений – до 22%), а во-вторых – в большинстве европейских стран ситуация с соцналогами хуже.
Намного больше беспокойства доставляют предпринимателю не сами налоги, а их громоздкое администрирование: если вы платите НДС, то вам придется держать в штате бухгалтера хотя бы на полставки. Без специалиста в общей системе налогообложения вы не разберетесь.
Миф четвертый: в России хорошее образование и качественные сотрудники
За три года через наши компании прошло больше 100 сотрудников, мы собеседовали более 1500 кандидатов, все были выпускниками приличных московских или питерских вузов. Более 90% из этих людей – хреновые работники. Им нравится иметь красивые визитки, сидеть в современном офисе и иногда что-то делать, очень нравится получать зарплату, но реально работать готовы единицы.
Правильное отношение сотрудника к работе – ориентация на результат, готовность все время учиться и несколько раз переделывать работу – встречается очень редко. Причем это касается абсолютно всех специальностей: найти хорошего и ответственного курьера почти так же сложно, как гендиректора.
Нехватка сотрудников с правильной мотивацией – ключевая проблема большинства предпринимателей.
Миф пятый: чтобы открыть бизнес, нужно много денег
Вы хотите делать грузовики или лекарство от рака? Нет? Тогда зачем вам большой бюджет? В большинстве остальных отраслей запустить бизнес можно почти бесплатно: первый, самый простой сайт, можно сделать самому, товары у поставщиков взять на реализацию, на интернет-рекламу потратить 10-20 тысяч рублей.
Машины экономкласса, дешевый китайский ширпотреб, косметика непонятного происхождения – все это уходит в прошлое
Этого будет достаточно, чтобы понять, нужно ли кому-то кроме вас то, что вы делаете. Если спрос есть, можете привлекать инвестиции, или медленно развивать бизнес на заработанное.
Миф шестой: никто не инвестирует в новый бизнес
Изобретатели вечного двигателя (или «убийцы Facebook») действительно не смогут найти денег на свой проект. Таких Кулибиных инвесторы обходят стороной. Но если у вас есть хорошая команда, если на продукт есть спрос (или вы можете убедительно доказать, что спрос будет), небольшие стартовые инвестиции вы поднять сможете. Это будет сложная, но вполне решаемая задача: проявите упорство и почитайте советы американских предпринимателей и инвесторов из Кремниевой долины. Они действительно работают.
Миф седьмой: бизнес в России приносит сверхприбыли
Наценка в 300% осталась в прошлом. Да, в России маржа по-прежнему выше, чем в Европе и США, но она в разы ниже, чем 20 или 10 лет назад. В Москве и Петербурге рынки близки к насыщению, конкуренция велика, чтобы вести бизнес с прибылью приходится быть эффективным.
Бизнес в стиле «купил за рубль – продал за 10» давно ушел в прошлое. Цены на услуги и товары в России действительно выше, чем в Европе, но большинство от этой разницы уходит не предпринимателям: это плата за отсталость страны (например, дорогую и долгую доставку товаров или нехватку специалистов) и плата за пошлины.
Миф восьмой: пипл хавает то, что дают
Уже нет. Потребители, особенно в Москве и Петербурге, по разборчивости не уступают европейцам. В регионах еще удается всучить покупателям товар попроще, но и там продажа неликвидного барахла под видом модных штучек – уходящий жанр.
Машины экономкласса, дешевый китайский ширпотреб, косметика непонятного происхождения – все это уходит в прошлое. Потребители по-прежнему хотят сэкономить, но теперь их интересует не «Логан», а «Инфинити» со скидкой. «Логан» не берут даже бесплатно.
Миф девятый: низкая конкуренция
По количеству торговых площадей, интернет-магазинов, кафе, салонов красоты, частных школ на душу населения Москва и Петербург вполне сопоставимы с европейскими городами. Уровень конкуренции в большинстве отраслей уже очень высокий. Одних MLM-распространителей косметики в стране больше 50, а это ведь узкий сегмент одного очень узкого рынка!
Низкая конкуренция есть либо в защищенных государством отраслях (например, в ЖКХ), либо в новых нишах, на которые еще не успели обратить внимание конкуренты. Найти такую нишу – большая удача.
Миф десятый: реклама в интернете стоит дешево
За популярные слова соревнуются компании с миллионными маркетинговыми бюджетами, так что новичками придется не просто. Контекстная реклама по-прежнему доступнее, проще и удобнее, чем оффлайн-реклама, но просто закинуть пару тысяч долларов в систему и получить вал заказов вы уже не сможете.
Небольшие и средние компании должны учиться управлять интернет-рекламой: создавать сложные рекламные кампании с сотнями слов, тестировать разные объявления, отслеживать конверсии, постоянно оптимизировать рекламный бюджет. К счастью, для этого есть много простых и удобных сервисов, заточенных под новичков: от сервисов почтовых рассылок до внешний систем статистики.