Распад многих союзов сопровождался скандалами: один из самых громких связан с Союзом кинематографистов. Вместе с собственностью организации потеряли и в значимости. По-настоящему они дискредитировали себя тогда, когда вместо деятельности занимались только сохранением статусов. Позже союзы столкнулись с конкуренцией со стороны всевозможных профессиональных организаций и гильдий (от рекламных фотографов до маркетологов), которые хоть и копировали старые структуры, но вели себя намного активнее. Если раньше творческие союзы были включены в культурное и идеологическое производство, то в современной креативной индустрии они фактически отсутствуют.
Тем не менее творческие объединения есть и сегодня, но они ведут полузакрытое существование, раздавая преференции лишь узкому кругу посвященных. Такая ситуация не устраивает рядовых членов, а новые уже не видят смысла в подобном обременении. Вообще, складывается впечатление, что большинство культурных брендов России, частью которых являются и союзы, хоронят былое величие.
Как только закончилась принудительная их организация сверху, на первый план вышла проблема их существования. Интернет не смог заменить творческие союзы. И хотя его коммуникационные возможности продолжают оставаться значительными, серьезного объединения в рамках сайтов, форумов, блогов и социальных сетей не происходит. Интернет не избавил от разобщенности и всеобщего недоверия. Проблема заключается, однако, в том, что необходимость в подобного рода организациях осталась, союзов нового типа требуется все больше, и потому потребность в реальных коммуникациях по мере взросления креативных индустрий становится все острее. Нехватка легитимных организаций становится, к примеру, особенно актуальной тогда, когда дизайнеры не могут выразить свое экспертное мнение при очередном появлении уродливой национальной символики.
«Корочки» членов союза не имеют прежнего социального, а в некоторых случаях и профессионального веса
Возьмем ситуацию в сфере дизайна. Только в этом году прошли интересные и насыщенные мероприятия Design Weekend в Костроме и Воронеже, Вадимом Буньковым запущен рейтинг российских дизайнеров Six points, благодаря активности Святослава Мурунова проводятся лекции российских дизайнеров в Пензе или, несмотря ни на что, продолжает работу Пермский центр развития дизайна. Фактически все эти и другие инициативы подпадают под функции союзов, но пока это разрозненные и фрагментарные проекты.
Впрочем, определенный позитивный сдвиг наметился и в традиционных организациях. Благодаря Александру Казарину стремится к обновлению, например, международная общественная ассоциация «Союз дизайнеров», обладающая громадным социальным капиталом.
Главная функция современных профессиональных союзов нового типа должна заключаться не в формализации отношений с властью и официальными институтами (хотя такая легитимация, безусловно, необходима), а в консолидации творчески и социально активных людей и интеллектуальных ресурсов страны. Традиционные союзы этой функции уже не осуществляют, а корочки, которые они продолжают выдавать, не имеют прежнего социального, а в некоторых случаях и профессионального веса. Стратегической задачей организации творческого сообщества является выстраивание реальных горизонтальных социальных и профессиональных коммуникаций, а не очередной вертикали и пирамиды. Только таким образом мы можем перейти от культурного транзита к производству.
Формализация отношений внутри новых профессиональных сообществ должна быть максимально упрощена и сведена к минимуму. Союзам необходимо перейти к проектному принципу работы. Например, в рамках образовательной деятельности они могут составить здоровую и сильную конкуренцию общественным открытым инициативам. Современный творческий союз должен быть ориентирован на развитие коммуникаций и формирование профессиональной повестки и отраслевого контекста. Предоставленный временем шанс может помочь творческим союзам перестроиться. Вот только используют ли они эту возможность?