В Европе много ездят на велосипедах, это известный факт. Наши соотечественники по этому поводу обычно говорят: «Оно и понятно, у них повсюду велосипедные дорожки». Не знаю; может, «у них» не потому люди часто садятся на велосипед, что — дорожки, а просто люди любят ездить, вот и дорожки?
Можно возразить, что по Москве перемещаться на велосипеде просто опасно. Что ж, во Франции, особенно в Париже, водители не галантней московских (миф о безопасности дорожного движения во Франции легко разрушается сводкой парижских ДТП). Кроме того, французы совсем не чувствуют себя обязанными ездить только по велосипедным дорожкам. Там, где они есть, ездят, конечно, по ним (это банально удобнее), но если дорожек нет (а есть они все-таки не везде), велосипедисты не смущаются и едут по проезжей части вдоль, а бывает, и поперек.
Вот российский климат — это действительно серьезный аргумент против велосипедов, но во Франции велосипедистов не меньше и зимой. Зимы тут, конечно, мягче, но погода вполне сравнима с началом ноября в средней полосе России. Вы много велосипедистов видите в середине сентября?
Правда, оставлять свой велосипед на улице небезопасно. Во Франции воруют даже такие велосипеды, на которые не позарится и распоследний московский бомж. Видимо, поэтому здесь набирает популярность «велиб». «Велиб» — это название парижских общественных велосипедов: на расположенных повсюду в городе станциях стоят велосипеды, которые можно взять напрокат, оплатив карточкой на месте. Можно также купить абонемент. Как приятно бывает ехать на велосипеде в жаркий день, обгоняя машины, застрявшие в пробках! Правда, пробки здесь не чета легендарным московским, даже в Париже, но все равно очень приятно. Кстати, может, и пробки не такие длинные и безнадежные как раз из-за популярности велосипедов?
Вообще французы, известные любовью к социалистическим идеям, экологии и экономии, неустанно развивают общественный транспорт. Метро строят даже в совсем небольших городах, где, казалось бы, нет такой необходимости. Зачем? А пусть будет. Вдруг пригодится?
Вдобавок к часто расположенным автобусным остановкам стараются повсеместно прокладывать трамвайные линии. Троллейбусов они не знают совсем, а трамваев год от года становится все больше.
В центрах городов принято сохранять историческую застройку — планирование сталинского размаха и сокрушительные войны не особо затронули Францию, так что улицы здесь узкие, а тротуары так и вовсе крошечные: двум пешеходам часто сложно разойтись. Автомобильное движение в таких районах запрещено или ограничено. Да и парковаться бывает сложно даже при французской манере филигранно втираться в миллиметре от соседа по парковке.
Зато французы довольно много ходят пешком. Ходят по улицам с удовольствием и даже с наслаждением. Это особенно заметно в провинции, но и в Париже, с его знаменитым «бешенным темпом жизни» можно легко вычислить москвича: он обгоняет всех пешеходов. Не потому, что куда-то спешит, а так, машинально.
При этом доля автомобилей на гражданина во Франции больше, чем в России. Так что передвижение на общественном транспорте или пешком здесь — чаще всего сознательный выбор.
Как это получается? Во Франции делают все, чтобы угодить пассажирам. Например, недалеко от моего дома начали строительство новой трамвайной линии, и, хотя автобусы ходят так же, как и раньше, муниципалитет, извиняясь за причиненные неудобства, пустил по улице еще и бесплатную маршрутку. Честно говоря, довольно сложно разузнать, где она останавливается, но мне просто приятно знать, что она есть — такое внимание со стороны мэрии.
С другой стороны, у мэрии и выбора особо нет: не будет заботиться о горожанах — быстро перевыберут. С французской страстью к политике высокая ротация всевозможных правительств неудивительна: французы голосуют не только на президентских выборах, но и на муниципальных, региональных, внутрипартийных и вообще на любых, какие есть.
Потому здесь даже в каком-нибудь заштатном городишке можно обнаружить метрополитен. Метро из одной линии и трех станций — не выдумка, а реальность.