Еще из космических новостей: после 15-месячного полета вернулся с орбиты экспериментальный беспилотный челнок ВВС США X-37B, завершил работу на МКС первый в истории частный грузовой космический корабль Dragon американского же производства.
Все эти знаковые достижения дают пищу для размышлений о будущем мировой космонавтики, и о том, какое место в нем займет Россия.
Китай, например, методично реализует собственную космическую стратегию, которая в качестве наиболее сложной цели предполагает создание к концу текущего десятилетия пилотируемой многомодульной орбитальной станции. Это делается в первую очередь для развития национальных высокотехнологичных отраслей, а также для создания прочной базы фундаментальной науки, что позволит китайцам не только заимствовать, но и разрабатывать принципиально новые технологии.
И основная проблема здесь даже не в закрытости космической программы Китая — по прозрачности она как раз сопоставима с российской, а в том, что эта страна не участвует в серьезных кооперационных проектах с западными странами и Россией. Нельзя же отправку в паре с аварийной станцией «Фобос-Грунт» китайского микроспутника назвать кооперацией. К тому же КНР активна в предоставлении космических услуг и создании спутников для развивающихся стран — даже таких крупных, как Бразилия. А это уже явная заявка на серьезный внешнеполитический капитал в космических делах, чего сами китайцы и не скрывают.
Другое дело, что не очень понятно, каковы планы Китая на период после завершения строительства орбитальной станции и начала ее эксплуатации. Разумеется, можно отправить тайконавтов на Луну, укрепив идеологические основы политической системы, но других задач все равно пока не видно. Да и сами китайцы к идее пилотируемого полета на естественный спутник Земли относятся на самом деле весьма прохладно.
Стоит добавить, что до сих пор Китай шел вперед в основном по проторенной другими (в частности, Россией) дороге. А новые цели и задачи рано или поздно потребуют большей креативности в принятии решений и увеличения финансирования. Далеко не факт, что китайская система управления и государственная космическая промышленность справятся с этим вызовом, не обратив рост ассигнований в увеличение издержек.
Принципиально иной подход демонстрируют США. Там государство сосредоточивается на перспективных научных исследованиях в космосе, на технологиях нового поколения, на создании систем, позволяющих сделать орбитальную спутниковую инфраструктуру гибкой, маневренной, возможно, более компактной. В то же время американская пилотируемая космонавтика постепенно передается в руки частных компаний, которые в свою очередь демонстрируют завидный энтузиазм, подкрепленный инвестициями романтиков-миллиардеров и грантами администрации Соединенных Штатов. Венчурные предприятия в американской космической отрасли легко появляются и столь же легко исчезают — жесткий принцип естественного отбора работает там безукоризненно.
Однако важен трезвый взгляд на американские успехи. В самих США очень четко осознается неопределенность дальнейших путей освоения космоса. Здесь слишком много переменных факторов в научно-технической сфере и международной политике. То есть движение вперед в космических делах проходит буквально на ощупь. Плюс частные инвестиции в космическую отрасль имеют высокие риски, и всего одна серьезная неудача грозит обернуться полноценным кризисом во всем секторе.
Что касается России, то, несмотря на критические проблемы и неудачи при солидном финансировании, панихиду ее космическому потенциалу петь пока рано. Ключевые пороки нашей космической деятельности имеют скорее структурно-организационный характер: отсутствие полноценной связки предприятий и НИИ с университетами, чрезмерная бюрократическая зарегулированность, дающая фору любой советской регламентации и препятствующая экспериментам, творчеству и здоровому риску. И все это на фоне падения качества производства в ракетно-космической отрасли, которое почему-то пытаются повышать угрозами уголовного преследования.
Вместе с тем помимо очевидной необходимости глубокого реформирования всей российской системы важно понимать, что наши интеллектуальные и материальные возможности по освоению космоса сегодня не столь велики. России необходимо сконцентрироваться на фундаментальных научных исследованиях в наиболее приоритетных отраслях космологии и материаловедения. А пилотируемую программу получится сохранить лишь при постановке задач более серьезных, чем статистическое увеличение уже существующих знаний и демонстрация флага на орбите. При этом необходимо снять запрет на частную космическую инициативу. Опыт российского стартапа «Селеноход», борющегося за приз компании Google в деле создания и запуска лунного робота, свидетельствует о наличии здесь хороших возможностей.