16706
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19107
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10052
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3152
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6352
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5494
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3359
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2469
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9574
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7888
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6090
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6568
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4374
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3352
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2675
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2605
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3293
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2404
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2421
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3740
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3272
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2394
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2075
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3658
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3620
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2407
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2439
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2783
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2629
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2466
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2640
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4781
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3432
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3131
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2635
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Приучить бизнес к инновациям

Развитие налоговых стимулов для повышения инновационной активности компаний является важной, но отнюдь не достаточной мерой

На фоне активных обсуждений налогового маневра оказалась подзабыта такая тема, как стимулирование инновационной активности предприятий, при том что значимое место в российской налоговой политике она заняла лишь сравнительно недавно — около пяти лет назад.

Прежде всего налоговые поощрения коснулись расходов на новое оборудование, исследования и разработки. Так, например, с 2006 года была введена 10-процентная амортизационная премия по инвестициям в новые фонды. С 2009-го для основных средств 3–7-й амортизационных групп (которые включают в себя имущество со сроком полезного использования от трех до 20 лет) ее размер был увеличен до 30%. Также с 2009 года был освобожден от НДС импорт оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Кроме того, рядом последовательных мер предприятиям была предоставлена возможность исключать расходы на НИОКР из базы по налогу на прибыль. А с 2009 года — также право зачитывать расходы на НИОКР по определенному перечню тематических направлений (устанавливаемому правительством) в 1,5-кратном размере.

В итоге острота проблемы в целом снизилась. Если в 2005 году недостаточность налогового стимулирования инноваций была отмечена руководителями примерно 45% предприятий, то в 2008 году на это указали только 29%.

Спрос на стимулы

Однако при достаточно высокой активности по созданию новых налоговых стимулов к инновациям вопрос о действенности уже применяемых мер достаточно долго находился на периферии внимания правительства. Задача по оценке востребованности налоговых стимулов была поставлена только в 2010 году.

Согласно данным официальной статистики, их применение в последние годы ощутимо выросло. Так, в период с 2006 по 2008 год масштабы использования амортизационной премии увеличивались как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2006 году объем премии составил 66 млрд руб., или 5,5% от общей суммы начисленной амортизации, а в 2008-м — 170 млрд руб., или 10,8%. Весьма значительный эффект обеспечило увеличение до 30% амортизационной премии для основных средств 3–7-й амортизационной групп — в 2010 году общий объем премии составил почти 560 млрд руб., или 22% всей начисленной амортизации. Важно отметить также происходящее в последнее время расширение круга «потребителей» данной льготы. Если в 2010 году амортизационную премию применили около 11 тыс. компаний, то за девять месяцев 2011-го — около 43 тыс.

В первый год действия льготы по расходам на НИОКР (2009 год) масштабы ее применения были более чем скромными: соответствующие расходы составили лишь 3,7% в общем объеме расходов на НИОКР, учтенных налоговыми органами (0,75 млрд руб. из 19,9 млрд). Хотя, конечно, не надо забывать о начавшемся кризисе. Однако затем, по мере освоения данного налогового инструмента компаниями, начался весьма стремительный рост масштабов его применения. В 2010 году расходы, подпадающие под действие льготы, составили более 11% от всех расходов на НИОКР (2,4 млрд руб. из 21,6 млрд), а за девять месяцев 2011 года уже превысили 30% (6,7 млрд руб. из 22,2 млрд).

Как свидетельствуют результаты наших микроэкономических исследований, в 2011 году среди 600 российских промышленных компаний позитивный эффект от введения 30-процентной амортизационной премии на инновационную деятельность был отмечен у 38% компаний, финансирующих технологические инновации (27% предприятий всей выборки). А позитивное влияние возможности 1,5-кратного списания расходов на НИОКР — примерно для 25% предприятий, финансирующих НИОКР (15% предприятий всей выборки). Причем эту льготу используют прежде всего технологически передовые компании — производящие новую для мирового рынка продукцию.

Вопросы без ответов

Итак, наблюдается динамичный рост применения налоговых стимулов. Однако в связи с этим возникают некоторые вопросы и сомнения. Связан ли этот процесс с повышением качества налогового администрирования и адаптацией бизнеса к новым инструментам? Действительно ли усиливается интерес бизнеса к технологическим инновациям, перспективным направлениям НИОКР? Как сказывается применение налоговых стимулов на эффективности инновационной деятельности?

К сожалению, мы не встречали официальных ответов на эти вопросы со стороны представителей профильных министерств; нет готовых ответов и у нас — только некоторые соображения.

Во-первых, в российских условиях администрирование по налоговым стимулам было не слишком «дружественным». Как следствие применение таких механизмов сочеталось с дополнительными рисками для компаний. По нашим оценкам, в 2007 году примерно треть тех предприятий, которые имели право на амортизационную премию, не стали пользоваться этой возможностью из-за рисков дополнительных налоговых проверок, а также возможных споров с налоговыми органами из-за недостаточно ясных норм налогового регулирования.

В то же время в последние годы, как отмечает ряд экспертов, качество налогового администрирования улучшилось, а многие неясные моменты постепенно урегулируются законодательно. Более того, по нашим оценкам, среди компаний, использовавших налоговые стимулы, сложилось заметно менее негативное представление о возможных рисках по сравнению с группой компаний, которые этого не делали.

Во-вторых, для все большего числа компаний обеспечение конкурентоспособности связано с освоением выпуска принципиально новой продукции. В таких условиях неизбежно расширяются предпосылки к спросу на передовые технологии, а также к изменению тематической структуры спроса на НИОКР. Примерно для каждого четвертого предприятия, финансирующего проведение НИОКР, было отмечено значительное изменение за последние три года состава приоритетных направлений технологических инноваций для обеспечения конкурентоспособности бизнеса.

Недостаточность льгот

Очевидно, что развитие налоговых стимулов для повышения инновационной активности компаний является важной, но отнюдь не достаточной мерой. По результатам недавнего обследования, такие «типовые» проблемы, как трудность привлечения финансовых средств для осуществления инновационных проектов и недостаточное налоговое стимулирование инноваций, оказались лишь на втором и третьем месте по частоте упоминания (28 и 24% предприятий соответственно). Первое место с большим отрывом (41%) занял длительный период окупаемости инноваций.

Понятно, что длинные инновационные проекты в силу множественных рисков более приемлемы при стабильности регулирования и предсказуемости изменений. Большинство (свыше 60%) компаний тяготеют к стабильности регулирования, нежели к его изменениям, пусть даже и связанным с содействием инновациям. Интересно, что частные фирмы в большей степени нуждаются в стабильности, чем компании с государственным участием. Но, что важно, в стабильности особенно заинтересованы те фирмы, которые находятся в условиях сильной конкуренции с зарубежными производителями.

Отдельно отметим, что значительная часть российских предприятий не ведет инновационной деятельности. И это не всегда связано с наличием каких-либо барьеров или сложным финансовым состоянием. По нашим оценкам, среди тех компаний, которые не осуществляют инноваций (около трети выборки) почти у половины вообще нет никаких препятствий для этого — ни внешних, ни внутренних! То есть наблюдается явный недостаток рыночных мотиваций к инновациям.

Налоговые льготы (даже существенные), увы, слабо способствуют переходу компаний от пассивного к активному инновационному поведению. Гораздо больший эффект может дать развитие конкуренции. Примечательно, что большинство (57%) опрошенных в 2011 году руководителей предприятий отметили, что при усилении конкуренции инновационная активность компании повысится, свыше трети (37%) указали на противоречивый характер такого влияния и лишь 6% считают, что усиление конкуренции даст негативный эффект для инновационной деятельности.

Мы полагаем, что в условиях развитой конкуренции более результативным для содействия инновациям было бы нейтральное снижение налоговой нагрузки (например, ставки налога на прибыль), нежели введение каких-либо специальных налоговых стимулов по тем или иным видам расходов. Но вся беда в том, что рассчитывать на быстрые позитивные сдвиги в развитии институциональной среды пока сложно — прогресс в этой сфере сильно зависит от развития политической системы. Поэтому налоговые стимулы к инновациям, по нашему мнению, нужны и полезны, но при условии регулярного мониторинга и открытой оценки.

Статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны