Одним из очень популярных роликов, размещенных на YouTube, стала пародия на уже приевшуюся телезрителям и радиослушателям песню Im sexy and I know it (я сексуален и знаю это) с похожим названием Im lazy and I know it (я ленив и знаю это). Клип-пародию посмотрело более 750 тыс. человек, многие из которых действительно вдохновились песней, фактически ставшей гимном современного молодого поколения. Поколения, которое, как и герой ролика, не хочет делать домашнюю работу, но желает лишь спать, пить кофе, смотреть DVD, играть в компьютерные игры и размещать ролики об этом во всемирной сети.
Это вовсе не единичный пример, поскольку подобный тип, именуемый в западной культуре словом slacker (бездельник, лентяй, лодырь), существует уже давно. То есть речь идет если не о целом поколении, то о значительной его части, предпочитающей стиль жизни, который по большому счету сводится к приятному времяпрепровождению.
В популярной культуре данный социокультурный тип заявил о себе в начале 1990-х годов, когда молодой американский режиссер Ричард Линклейтер выпустил в широкий прокат картину Slacker. В ней нет единого сюжета, и все, что мы видим на протяжении полутора часов, это короткие истории бездельников: неудачников, читателей разного рода книг, людей, увлекающихся конспирологией, парней, помешанных на ТВ, и т.д. Никто из них не работает, и все много спят.
После выхода фильма Линклейтера, представители так называемого «поколения икс» (пришедшего на смену поколению беби-бума), один за другим стали провозглашать себя «бездельниками», популяризируя и пропагандируя этот социокультурный тип. В частности, бездельниками, сумевшими извлечь колоссальные дивиденды из своей лени, стали такие выдающиеся деятели поп-культуры, как Квентин Тарантино и его друг и соавтор (впоследствии разругавшийся с партнером) Роджер Эйвори. Чуть позднее примерно то же совершили Трэй Паркер и Мэтт Стоун, создатели комедийного мультсериала «Южный парк».
Но если Линклейтер, описывая этот тип, не пытался ни придать ему обаятельности, ни обругать, то, например, братья Коэны создали настоящий гимн «бездельников», создав в 1998 году киношедевр под названием «Большой Лебовски». Главный герой картины по прозвищу Чувак живет размеренной жизнью, которая сводится к игре в боулинг, слушанию музыки Creedence и распитию различных спиртных напитков — начиная с пива и заканчивая коктейлем «Белый русский». Такими же лентяями являются и все его товарищи. Персонаж настолько понравился зрителям, что и по сей день проводятся фестивали и частные вечеринки, куда люди приходят, нарядившись в костюм Чувака, тем самым сохраняя и увековечивая культ этого обаятельного лоботряса. Хотя сам Чувак уже давно состарился, новые юные бездельники продолжают созерцать его на экранах и придерживаться его стиля жизни.
Что интересно, slacker вовсе не является уникальным порождением процветающего западного мира. Российские бездельники, на самом деле, значительно раньше заявили о своем существовании широким массам. Еще в XIX веке Иван Александрович Гончаров, 200 лет со дня рождения которого мы отметим в мае, описал типичного бездельника в романе «Обломов». И хотя писатель скорее осуждал героя, он отзывался о нем с симпатией, возлагая вину за стиль жизни Обломова на метафизическое зло, имя которому «обломовщина».
Вместе с тем, нужно напомнить, что своим поведением Обломов протестовал и бунтовал против пустоты окружавшей его среды и жизни в целом. А потому традиция «личной революции» не могла исчезнуть без следа и жила в сознании русских людей долгое время. Так, из совсем свежих примеров стоит упомянуть творчество Виктора Цоя, безапелляционно заявившего в одной из своих песен: «Мама, мама, я бездельник!»
Однако если русские «бездельники» долгое время осуществляли скорее политический и социальный протест, просто облекая его в культурные формы, то для западных лентяев философия безделья скорее стала психологической реакцией на постоянную физическую и психическую усталость — эти вечные спутники городской цивилизации.
То есть Запад отнюдь не воспринял нашу традицию протестной лени, а породил собственную культуру безделья. Именно ее и усваивают сейчас молодые отечественные бездельники — вместе с кофе и DVD. И в общем-то, это не так уж плохо. Может быть, и российские любители ТВ, интернета и компьютерных игр смогут когда-нибудь внести свой вклад в развитие современной индустрии развлечений.
Бездельники XXI века
Запад отнюдь не воспринял нашу традицию протестной лени, а породил собственную культуру безделья
Наверх