15790
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
17615
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
9434
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
2994
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
5976
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5166
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3208
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2364
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
8917
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7414
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
5664
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6196
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4163
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3183
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2568
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2516
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3112
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2303
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2332
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3616
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3163
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2344
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2043
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3509
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3436
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2314
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2343
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2665
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2517
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2357
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2535
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4516
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3269
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3003
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2534
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Осторожно: налоговые маневры!

Бизнес затаился в мучительном ожидании того, к каким решениям придет правительство

Тимофей Яржомбек

В последние три месяца одна из наиболее обсуждаемых тем в российской экономической политике — это планируемый «налоговый маневр». Бизнес затаился в мучительном ожидании того, к каким решениям придет правительство. Тем более что предсказывать эти решения стало совсем непросто. К тому же еще слишком свежи воспоминания о том, насколько внезапным было решение перейти с ЕСН на страховые взносы, что привело к существенному росту налоговой нагрузки на бизнес и негативным экономическим эффектам.

Вообще за прошедшие два десятилетия различные налоговые новации осуществлялись — и тем более предлагались — неоднократно. Необходимость «маневрирования» обосновывалась прежде всего благими задачами развития обрабатывающих секторов промышленности, структурной перестройки и диверсификации экономики. Вот и сейчас обсуждается структурный маневр, который переориентировал бы финансовые потоки в высокотехнологичные отрасли и обеспечил бы новую индустриализацию.

Пространство возможностей

Возможно, предпосылкой к нынешней дискуссии о налоговом маневре стали идеи одной из рабочих групп, занимавшихся разработкой «Стратегии-2020». В мае прошлого года ею был представлен доклад о необходимости структурного налогового маневра. Предлагалось вкратце следующее: снизить до 15% ставки налога на прибыль, НДС, страховых взносов (так называемая схема 15-15-15), а для компенсации выпадающих доходов повысить акцизы на табак, крепкий алкоголь, пиво; а также увеличить НДПИ на газ и нефть. Общая идея такого маневра, предполагающего снижение налогов, ограничивающих экономический рост в обмен на повышение изъятия природной ренты, показалась нам весьма интересной, хотя реальные возможности для столь «глубокого» маневра были скорее всего в значительной мере переоценены.

Во-первых, само «поле» для таких налоговых маневров по сравнению с началом 2000-х стало более ограниченным. В период 2002–2006 годов определенный налоговый маневр уже фактически состоялся. С одной стороны, существенно повысилась налоговая нагрузка на нефтяной сектор за счет введения НДПИ с 2002 года и установления более прогрессивной шкалы ставки экспортной пошлины на нефть с 2004 года. С другой стороны, общая налоговая нагрузка на экономику последовательно снижалась до 1–1,5 п.п. в год. При этом были осуществлены такие знаковые меры, как поэтапная отмена оборотных налогов в 2001–2004 годах, реформа налога на прибыль и снижение порога применения регрессии по ЕСН с 2002 года, снижение ставки НДС с 2004 года, существенное снижение базовой ставки ЕСН с 2005 года.

Дальнейшее повышение нагрузки на нефтяную отрасль представляется рискованным в плане обеспечения ее конкурентоспособности. Так, с 2007 года потребовалось определить условия дифференциации НДПИ в зависимости от условий добычи, а с 2008-го были введены механизмы налогового стимулирования углубленной разработки существующих и освоения новых месторождений.

Рассчитывать на существенный рост доходов бюджета от повышения акцизов тоже неосмотрительно, особенно в условиях плохо прогнозируемых социальных последствий такого решения и возможного формирования альтернативных каналов производства и поставки табака и алкоголя.

Да, наверное, есть существенные резервы по увеличению газового НДПИ, учитывая предстоящую постепенную либерализацию внутренних цен на газ. Но только этих ресурсов уже явно не хватило бы на весь задуманный маневр.

Во-вторых, будет уместным упомянуть о том, как реагируют компании на изменение налоговой нагрузки. Если ее повышение приводит к тому, что большинство (почти 60%) компаний сокращают свою инвестиционную активность, то снижение налогового бремени сочетается с увеличением инвестиций лишь у меньшинства (чуть менее 30%) компаний. Последнее в существенной мере связано с недостаточно развитой конкуренцией и ограниченностью условий для получения выгод от инновационного поведения. Компании при появлении дополнительных средств из-за снижения налогов не всегда торопятся инвестировать их в свое развитие.

Из этого следуют два вывода: 1) просто снижение налоговой нагрузки вне контекста улучшения деловой среды и развития конкуренции может оказаться недостаточно эффективным для структурного маневра; 2) если нет уверенности, что после снижения налоговой нагрузки в последующем ее не придется повышать, то лучше вообще не осуществлять каких-либо изменений.

Бюджет как угроза

Вернемся к судьбе налогового маневра «15-15-15». Конечно, предложения были слишком радикальны. Можно было и не трогать ставку НДС — по нашим оценкам, ее снижение не дает значимых мотиваций к расширению инновационной деятельности (в отличие от снижения ставки налога на прибыль), — а сосредоточиться на обсуждении существенного снижения ставки (причем не номинальной, а эффективной) страховых взносов. Это действительно один из наиболее «тяжелых» налогов, особенно для малых и средних компаний высокотехнологичных секторов экономики, подталкивающий бизнес к частичному уходу в тень.

Прошло не так много времени, но ракурс обсуждения «маневра» принципиально изменился. Основные вопросы февраля 2012 года: придется или нет повышать налоговую нагрузку на экономику в целом? а если да, то за счет изменения ставок каких налогов? Соответственно налоговый маневр стал интерпретироваться как неувеличение налоговой нагрузки на несырьевые секторы.

Складывается впечатление, что маневр становится не структурным, а отвлекающим, прежде всего от обострившейся проблемы роста расходных обязательств бюджета при ограниченных возможностях его балансировки. И обсуждать соответственно надо не содержание налогового маневра, а механизмы ограничения роста необеспеченных бюджетных обязательств.

Мы сильно сомневаемся, что неухудшение условий для определенных секторов — это сильный стимул к их развитию и тем более для привлечения инвестиций. Такие ожидания были бы относительно справедливы, если бы не усиливался процесс страновой конкуренции за инвестиции, бизнес не стал бы уже достаточно глобален и мобилен в плане выбора юрисдикций для развития своей деятельности, а российские инвесторы были бы ограничены в возможностях осуществления инвестиций в экономики других стран.

Справедливости ради, и Минфин, и Минэкономразвития сейчас относительно едины в том, что не следует повышать базовую ставку страховых взносов до запланированных 34% (предлагается оставить ее на уровне 30%, а может быть, и снизить). Для компенсации недостающих бюджетных средств планируется увеличить налоговые изъятия с доходов от последовательного повышения внутренних цен на газ, но понятно, что эти доходы бюджета реально формируются за счет потребителей газа.

Наверное, хорошо, что сейчас предлагаются отдельные налоговые «пряники». Можно порадоваться, что движимое имущество (в том числе оборудование) предлагается исключить из-под обложения налогом на имущество. Однако компенсировать бюджетные потери планируется за счет отмены льгот по налогу на имущество инфраструктурных монополий, а их потери — увеличением тарифов, то есть за счет потребителей их продукции и услуг.

Налоговые неожиданности

Возможно, мы не так поняли и (или) в чем-то исказили суть предлагаемых налоговых новаций — в публичном пространстве они представлены пока весьма туманно. По нашим впечатлениям, существенным элементом переговорного процесса между ведомствами при формировании налоговой политики остается ставка на оригинальные экспромты и неожиданные компромиссы, зачастую вне какой-либо стратегической повестки экономического развития. В результате изменения в сфере налогообложения становятся мало предсказуемыми для бизнеса.

Предлагаемые налоговые новации, как правило, четко не анализируются с позиций «выигравших» и «проигравших» групп. Нет ясных процедур, порядка обсуждения и оценки влияния налоговых изменений на экономическое развитие. При принятии решений слабо учитываются особенности реакции бизнеса на изменение налоговой нагрузки — идет прямой счет потерь или дополнительных доходов в предположении, что бизнес не изменит своего поведения. Так что сам «формат» обсуждения и формирования налоговой политики нуждается в существенном развитии.

Статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны.