В прошлом году одним из героев «Новой интеллигенции» стал Дмитрий Лебедев — выпускник МГИМО, бывший экономист-международник, а сейчас — совладелец одной из крупнейших в России сети химчисток.
В конце девяностых Дмитрий, побывав на Соловках, увлекся историей русского севера. В начале двухтысячных он с единомышленниками из Москвы, Архангельска, Петрозаводска и других городов создал на Соловецких островах один из первых общественных негосударственных музеев — Соловецкий морской музей. Преодолев при этом разные административные и прочие препоны, которые создавали «чиновники от культуры».
В книге отзывов музея чаще всего встречается словосочетание — «живой музей». Живым люди называют его не только из-за особой атмосферы, которая там действительно создана. Но еще и потому, что в течение 10 лет основным экспонатом музея было настоящее строительство реплики государевой яхты «Святой Петр», на которой Петр Первый дважды посещал Соловки. То есть музей одновременно работал верфью.
В начале августа после десяти лет строительства яхту, наконец, спустили на воду в соловецкой Бухте благополучия. Я там был и наблюдал за процессом. Спрашиваю Лебедева: «Зачем строили яхту?» Рациональное объяснение — «продвигать российскую историю, чувствовать свои корни». Но больше в строительстве сначала музея, а потом яхты – иррационального. «Просто в какой-то момент мы поняли, что нужно строить корабль», — говорит Дмитрий.
Десять лет для создания такого относительно небольшого суда — огромный срок. Обычное время — два года. Но сроки строительства, как говорит Дмитрий, всех тех, кто отказывался от серьезных и постоянных работ «на материке» и приезжал каждый год на Соловки строить корабль, не особенно волновали. «В какой-то момент мы даже решили строить корабль бесконечно», – почти шутит Лебедев. «Почему?» – уже всерьез спрашиваю я. «Просто те люди, которые проходили через музей и наблюдали за строительством корабля, понимали, что в нашем мире еще можно ставить себе цели, отличные от тех, которые диктует постиндустриальное общество больших городов».
«Каждый из нас в жизни должен строить свой собственный “корабль”», — сделал вывод один из посетителей Соловецкого морского музея в книге отзывов.
«Когда задумываюсь, зачем я это делаю, то перечитываю ту запись, — говорит Дмитрий. — Хочется чувствовать себя сопричастным к созданию чего-то живого и позитивного в нашей стране».
Фоторепортаж Возвращение «Святого Петра»