Любовь в мусорном баке
16 января 13:00 |
Серебряный призер чемпионата мира по гребле, участник Олимпийских игр, член сборной России Евгений Салахов написал письмо депутату Госдумы трехкратной олимпийской чемпионке Ирине Родниной. Чуть наивное, немного сумбурное, с легким налетом грамматических ошибок и полным презрением к пунктуации, но с такими вопросами, которые никто не привык слышать от российских спортсменов.
«Как гражданин, как человек который 25 лет посвятил занятиям спортом, как спортсмен который участвовал в трех олимпийских играх, как человек на которого смотрят и словам которого верят, и пусть я не вставал на ступеньку олимпийского пьедестала, но я имею право знать, по какой причине ваш портрет со словом «позор!» оказался в мусорном баке в центре Москвы». Из открытого письма Евгения Салахова Ирине Родниной.
Как-то мы в редакции считали, сколько знаменитых российских спортсменов решили свою известность попытаться реализовать в политике. Нашли только тех, кто решил свою популярность конвертировать в различных партиях власти. Сколько у России Олимпийских чемпионов? Сотни? Сколько у нее победителей и призеров чемпионатов мира? Тысячи? Но ни одного с гражданской позицией, которая хотя бы на миллиметры отклонялась от генеральной линии партии.
А это те люди, которые умеют терпеть боль и знают что такое тяжелая физическая работа многочасовых тренировок. Они — те немногие в нашем мире, для кого слова «битва» и «сражение» не потеряли свой первоначальный кровавый привкус. Многие из них победой за победой поднимались из небольших провинциальных городков, и прекрасно знают, как сейчас живут и умирают их детские друзья. Они знают, как можно побеждать не только соперников, но свой собственный страх. Но почти никто из них и никогда не рискует играть против власти.
«Прекрасно понимаю, что один ваш звонок «куда следует» может доставить лично мне много проблем. Я — действующий спортсмен, и могу неожиданно оказаться не вызванным на сбор и снят с государственных ставок, так же могут пострадать мои близкие. Так вот, предвидя эту ситуацию говорю вам — не боюсь и не страшно! Страшно — не иметь своего мнения». Из открытого письма Евгения Салахова Ирине Родниной.
Почти все действующие спортсмены в России действительно всецело зависят от государства и власти. Они живут на стипендии от Минспорта и продают свои имена регионам, которые потом могут щеголять в отчетах количеством якобы воспитанных ими олимпийских призеров. Вот это почти весь «профессиональный» спорт в России. Такое благополучие действительно хрупко, и очень страшно, что невидимый диспетчер нажмет на кнопку «стоп» этого единственного в стране социального лифта. Но неужели страшно так, что этот страх смогли преодолеть всего несколько людей из десятков или даже сотен тысяч профессиональных спортсменов в России?...
Но вместе с наградами и премиальными спортсмены за свою карьеру привыкают и к уважению. После интервью с олимпийским призером Ванкувера-2010 Иваном Скобревым я задал обычный проходной вопрос: «Что после Сочи? Куда пойдете? В политику?».
Иван, который в Италии, похоже, научился не только стремительно носиться по льду, но выдавать пулеметными очередями интересные ответы на любые вопросы, с трудом стал подбирать слова: «Да, мне говорили, что у меня есть качества подходящие для политика или чиновника. Я, например, коммуникабельный. Но понимаете, их ведь никто не любит. А для меня очень важно, как ко мне относятся даже посторонние люди. Мне просто необходимо знать, что меня любят, что со мной комфортно, что рядом со мной хорошо».
«Вы имели ЛЮБОВЬ НАРОДА! Это важнее денег, это важнее всего. Ведь элементарно нажав кнопку "воздержалась" вы сохранили бы эту любовь. Какую же такую силу политическую нужно иметь, чтобы она была сильнее трех олимпийских медалей?... И ваш портрет среди многих других ваших новых коллег по Думе с меткой "позор" пронесла, как вы выразились, "тетка из очереди". И он был отправлен в мусорный бак. Как же так?!». Из открытого письма Евгения Салахова Ирине Родниной.
Власть охотно использует выходящих на пенсию популярных олимпийцев. А для того, чтобы отказаться, «не участвовать», «не состоять», «воздержаться» и слезть с иглы государственной поддержки, необходима определенная смелость и мужество. Возможно, это главный допинг-тест для спортсменов на финише карьеры.