В поисках козла отпущения

27 ноября 08:30  | 
Итальянцы сначала выбирают себе спасителя Отечества, а затем легко превращают его во врага народа
Берлускони, долгое время, претендовавший на роль спасителя Отечества, сейчас находится буквально в двух шагах от всеобщего презрения
Дежа вю

Мне уже приходилось рассказывать о том, как знаменитая антикоррупционная операция прокуратуры Милана вызвала подлинное политическое землетрясение на Апеннинах, разрушившее Первую итальянскую республику. Под ее обломками тогда исчезли все ведущие партии послевоенной Италии, зато над ее руинами взошла яркая звезда Сильвио Берлускони, который сулил народу свободу и благоденствие. Теперь, когда «берлусконизм» (как выражаются сами итальянцы) почил в бозе, а просуществовавшая последнее двадцатилетие политическая система судорожно агонизирует, во весь рост встает вопрос: «Что же дальше?»

Любому непредвзятому аналитику сейчас очевидно, что биполярная Вторая республика, основанная на противостоянии широкого правоцентристского альянса во главе с харизматиком Берлускони и донельзя хрупкой левоцентристской коалиции, канула в Лету. Это неумолимо подтверждают и все опросы общественного мнения, которые демонстрируют упадок главной системообразующей силы Второй республики — берлускониевского «Народа Свободы». Некогда ведущая политическая партия Италии, набравшая на выборах 2008 года более 37% голосов, сегодня с трудом балансирует где-то в районе 15%. Череда громких коррупционных и сексуальных скандалов, связанных с противоречивой личностью ее 76-летнего лидера, а также повальное воровство и моральное падение множества ее функционеров, окончательно подорвали единство партийных рядов.

Не намного лучше ситуация и в стане главных союзников Берлускони из сепаратистской «Лиги Севера», впервые поставившей на национальную повестку дня вопрос о постепенном введении федерализма в унитарной республике. В движении сейчас идет болезненная смена поколений, вызванная серией скандалов вокруг беспардонных хищений со стороны бывшего партийного руководства, и даже харизматический лидер Умберто Босси, еще недавно зажигавший на многотысячных митингах, вынужден был удалиться на покой.

Политическое поражение отцов-основателей Второй республики очевидно. Но не менее важен и провал самой ее концепции, основанной на противостоянии унитарного центра (на сепаратистском арго «Рима-ворюги») и экономически эффективных регионов Северной Италии. Два десятилетия назад Берлускони олицетворял «нового человека», пришедшего с севера, из Милана. Одновременно он ассоциировался с «новой экономикой», не связанной с традиционным материальным производством, — коммуникациями, финансами, кредитами,  страховым бизнесом и операциями на рынке недвижимости. В общественном сознании он даже воспринимался как альтернатива крупному капиталу Италии — могущественной семье Аньелли с ее концерном Fiat и другими индустриальными компаниями.

Вместе с Берлускони и Босси в Рим пришла целая армия миланцев — в парламент, в правительство, в министерства и ведомства, в штаб-квартиры крупнейших государственных корпораций, и это нашествие было воспринято надменной столицей примерно так же, как в России массовое переселение питерцев в Москву. Но и эти времена в прошлом. Самим Миланом уже давно управляет левый мэр, а исход предстоящих выборов в областной совет Ломбардии, который недавно был распущен из-за коррупции и связей ряда влиятельных чиновников с калабрийской ндрангетой (мафией), пока трудно предсказуем.

Так в атмосфере резкого обострения борьбы следователей и судей с невиданной коррупцией, захлестнувшей государственно-политический аппарат Италии, Вторая республика уверенно идет ко дну. И население это по-своему прекрасно чувствует. Вернемся к анализу результатов октябрьских выборов на Сицилии, сделанному в колонке «Сицилианский гамбит». Не приняли участия в голосования 53% избирателей, а «Движение 5 звезд» во главе с лидером несистемной оппозиции сатириком и блогером Беппе Грилло получило 18% голосов. Если учесть 4% бюллетеней, признанных недействительными, получится 75% голосов, фактически поданных против нынешней политической системы. Иными словами, две трети избирателей констатировали смерть Второй республики…

Двадцать лет спустя

«Каждые двадцать лет в Италии происходит революционный толчок, который меняет все, чтобы не менять ничего. И вот прошли еще двадцать лет. Точно двадцать. И Италия кричит, ворчит, предрекает крутой поворот. Но партии не слышат этого шума, а итальянцам нельзя верить даже, когда они во гневе», — написал недавно главный редактор праволиберальной римской газеты Tempo Марио Секи.

«Периодически Италия создает себе героя, спасителя Отечества, которого потом, спустя двадцать лет превращает во Врага Народа. Это старая история. И мы опять здесь. Сейчас этот замечательный народ обещает не доверяться не только гению и импровизации, но и методичности, порядку, служению общественному благу, то есть ближайшему будущему… Они позвали Профессора, чтобы погасить огромный пожар, который грозил уничтожить их имущество. Но сегодня они уже готовы издеваться над ним и требовать скорой расправы. Очередной козел отпущения, который нужен, чтобы быть в ладу с совестью», — с горьким сарказмом отмечал маститый политолог.

Итак, Берлускони, долгое время, претендовавший на роль спасителя Отечества, сейчас находится буквально в двух шагах от всеобщего презрения и даже, как выясняется, подумывает над тем, не бросить ли все к чертям и не уехать ли «с концами» в солнечную Кению. Смею предположить, что в итоге медиамагнат все-таки пересилит себя и вернется к политической активности хотя бы для того, чтобы спасти себя и свой немалый бизнес. Но, как считает Секи, итальянцы уже выбрали себе нового героя, а значит наметили себе новую жертву — некоего Профессора. Речь, конечно же, идет о нынешнем «техническом» премьере Марио Монти, который вот уже год пытается спасти международную репутацию Италии после многолетних «гениальных импровизаций» своего предшественника.

Сможет ли бывший европейский комиссар, тесно связанный с влиятельными финансовыми кругами Старого света, удержать власть после парламентских выборов 2013 года, которые, судя по всему, состоятся в Италии уже 10 марта? Или его правительство так и останется в истории только «технической прокладкой» между Второй и Третьей республиками? От ответов на эти вопросы зависит многое.

Уникальный случай?

Дело ведь не только в том, сможет ли Монти, явно не собирающийся пока баллотироваться в члены национального парламента, заполучить себе кресло премьер-министра, а того и гляди, — и президента республики (полномочия нынешнего главы государства истекают 15 мая). Если Монти все-таки намерен избежать незавидной участи врага народа, предсказанной главным редактором Tempo, ему предстоит активно участвовать в разработке идеологической и социальной концепции новой политической системы. А в условиях глобального кризиса, когда все страны Южной Европы, по сути дела, оказались на краю экономической пропасти, сделать это будет совсем не просто.

«Италия не принимает существующую реальность, но мечтает об иной и сморит, кто бы ее осуществил», — полагает Секи. И добавляет: «Сейчас этой страной руководит малообразованный правящий класс, который путешествует, но не знает, читает, но не усваивает, живет, но не делает выводов. Уникальный случай».

Да, неужели, действительно уникальный?!