Экономика должна быть экологичной
12 ноября 08:30 |
Надо сказать, старое правительство постоянно ссылалось на кризис, чтобы оправдать свои сомнительные экономические успехи, что только обострило обстановку: французы больше не хотят слышать отговорок. Есть два обстоятельства: Франсуа Олланд, воплощающий новую власть и победивший под лозунгом «перемены — сейчас», и крупнейшие месторождения сланцевого газа, залегающие на юго-востоке и северо-востоке страны и ждущие разработки.
Вообще Олланда общественное мнение обвиняет в мягкотелости. (Французам нравится издеваться над президентами. Так, Ширака они прозвали «Капитаном Врунгелем» — Supermenteur в костюме супермена с лицом Ширака появляется, когда надо что-то наврать, — а карикатурный Саркози утопал в роскоши, как Крёз). Но позиция Олланда относительно сланцевого газа очень даже жесткая. На конференции по защите окружающей среды он заявил, что сланцевый газ во Франции, не смотря ни на какие экономические выгоды, не будет разрабатываться до тех пор, пока не будет найден безопасный и безвредный способ его добычи.
Можно спорить, действительно ли разработка сланцевого газа так опасна для окружающей среды и насколько она экономически выгодна, но мне хочется попытаться ответить на другой вопрос. Почему президент страны, обеспокоенной экономическим кризисом, так резко и бесповоротно отказывается от лёгкого средства пополнить государственную казну? Правильное ли это решение?
Да. Правильное. Экономически и экологически — может, и спорное, но политически — единственно верное. Ведь как бы ни волновал французских граждан экономический кризис, грозящий бедностью и безработицей, экология волнует их еще сильнее.
84% (на минуточку!) французов считают экологию основной заботой современного общества, при этом около трети говорят, что крайне обеспокоены настоящим состоянием окружающей среды, половина заявляет, что правительство делает недостаточно для экологии, и 68% считают, что кризис не может служить оправданием для бездействия. Кризис можно пережить, затянув пояса, а окружающая среда как нас окружала, так и будет окружать, и, если не заботиться о ней прямо сейчас, последствия будут необратимы (вот тут французский пессимизм проявляется во всю свою мощь).
Меньше личный расход электричества — меньше счет в конце месяца — меньше коллективные затраты на энергию — больше белых медведей получат шанс выжить
В вопросе экологии, по крайней мере, в том, как он освещается в СМИ, вообще очень интересно смешались французский пессимизм, ипохондрия, доверие к журналистам и привычка паниковать и выражать недовольство. Если верить радио и телевидению, конец уже близко. Заводы-автомобили-пароходы загрязняют окружающую среду, семимиллиардное население Земли плюет, чтобы не сказать грубее, на экологию в прямом и переносном смысле, глобальное потепление иссушает континенты и подтачивает полярные ледники. Злые гении, работающие на коварные корпорации, изобретают биологическое и химическое оружие, чем заразнее, тем лучше, атомные станции взрываются, генно-модифицированные продукты разъедают экосистему и мозги потребителей, продажные эксперты врут, что все это совершенно безвредно, а чудом уцелевшие белые медведи смотрят на все это грустными глазами, сидя на стремительно тающем айсберге.
Представителю другой культуры такая апокалиптическая картина может показаться преувеличением, но воспитанные на свободе слова и средств массовой информации французы, очевидно, считают ложь прерогативой власти, а ставшая нарицательной и регулярно высмеиваемая журналистская некомпетентность почему-то в расчет не принимается. С другой стороны, лично у меня нет никаких доказательств того, что человечество было задумано Всевышним как средство производства как можно большего количества пластика, как нет и абсолютной уверенности в том, что французское телевидение сгущает краски. Но речь не о том, насколько на самом деле плачевно состояние планеты, а о том, как глубоко проникло экологическое сознание в жизнь французских граждан.
Зеленые представлены специальной коалицией в парламенте, и многочисленные партии экологической направленности представляют население страны на региональных и президентских выборах (когда кандидат от экологов Эва Жоли набрала 2% голосов, это было расценено как катастрофа). Какая связь между экологией и политикой? Как объясняют сами экологи, связь в том, что западное общество очень давно идет по пути экспансии, и сейчас самое время одуматься и начать экономить. Экономить государственные и личные деньги (меньше потребления — меньше загрязнения), экономить питьевую воду, энергию, ископаемые — все, что можно не тратить, а сохранять.
На бытовых приборах, продающихся во Франции, часто есть кнопка «эко» — работа в эко-режиме. Экономичный это режим или экологичный, обычно не расшифровывается, но какая разница, если результат один: меньше личный расход электричества — меньше счет в конце месяца — меньше коллективные затраты на энергию — больше белых медведей получат шанс выжить.
Кроме персональной экономии, существует и общественная, принудительная. Например, свет в подъездах горит только если нажать кнопку выключателя и гаснет автоматически через некоторое время, то же самое происходит с водой в общественных туалетах и душевых кабинах (на мытье в общественных местах французские проектировщики отводят своим согражданам 15 минут — чтобы успеть спасти планету, надо поторопиться).
Все это, конечно, может кому-то показаться неудобным, но французы не жалуются. Ради окружающей среды они способны вынести и не такое. Некоторые принципиально не моют руки горячей водой, а в переработке отходов участвуют практически все. Система утилизации довольно разветвленная — 12 категорий, — но поскольку священное право гражданина выкидывать мусор как попало никем не ограничивается, мало кто держит дома 12 мусорных баков. Большинство придерживается сортировки на 3 категории (стекло, пластик, пищевые отходы) или хотя бы выкидывает отдельно стеклотару. На улицах стоят специальные контейнеры, куда люди регулярно относят скопившиеся банки и бутылки, причем отдельным несчастным приходится идти довольно далеко — контейнеры есть не на каждой улице. Конечно, есть и те, кто вообще не сортирует мусор, но такая небрежность не вызывает уважения в обществе.
Так что пока специалисты и увлеченные теоретики спорят о безопасности ГМО, альтернативном топливе и глобальном потеплении, 65 миллионов человек сортируют отходы, моются за 15 минут или хотя бы экономят в подъезде свет. Вред атомной энергии или углекислого газа можно ставить под сомнение, но от экономии ресурсов вреда уж точно не будет.