Санкт-Петербург: Вход по спискам

28 сентября 00:05Юлия ВоробьеваЮлия Воробьева
Патриарх

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий (справа налево) на праздничном богослужении в храме святой Татианы при МГУ

Сложно даже назвать скандалом то, что стало поводом живого обсуждения в сети, а именно попытку обеспечить явку студентов и аспирантов МГУ на встречу с Патриархом Кириллом. Конечно, это не скандал. Да и новостным поводом это стало, судя по всему, исключительно в контексте последних событий с участием РПЦ (брегеты, квартиры, книги, Pussy Riot и т.д.), новых законопроектов о защите религиозных организаций и благодаря быстрой и — пока еще — открытой передаче информации в социальных сетях.
 

С одной стороны, диагностируются все те же приметы вертикальной организации аппарата управленцев, будь то государственные чиновники или функционеры университета, которые то ли перенимают новую модель, то ли откатываются к старой, коммунистического образца, - с приказными явками, показательными выговорами и собраниями актива.

СОБЫТИЕ: Сетевой скандал с попыткой обеспечить явку студентов и аспирантов МГУ на встречу с Париархом Кириллом

Юлия Воробьева, переводчик,бывший преподаватель СПбГУ
Возраст:30 лет
Образование: Санкт-Петербургский государственный университет
Стаж в преподавательской деятельности: 5 лет

В этом смысле нельзя даже говорить о наличии злого умысла или осознанной попытке ограничить свободу выбора студентов. Скорее, просто проинформировали деканаты, студенческий совет и преподавательский состав. О том, что именно сообщали и о чем настоятельно на таких внутренних информационных встречах просили, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. А дальше пошло «по цепочке» с усилением посыла в зависимости от рвения отдельных лиц.

С другой стороны, нельзя не признать печальными некоторые выводы, напрашивающиеся по зрелом размышлении.

Во-первых, неужели можно по-прежнему так сильно недооценивать потенциал социальных сетей в деле распространения информации и продолжать рассылать письма, компрометирующие самого адресанта? Конечно, все не так драматично, как в деле о письме одного из работников петербургских РОНО с инструкциями об открепительных удостоверениях (см., например, здесь и здесь). Но по меньшей мере, так же недальновидно.

Во-вторых, как можно продолжать считать студентов легко управляемой толпой без какого бы то ни было намека на критическое мышление?

Индивидуальное самосознание современной молодежи на порядок сильнее, чем даже одно поколение назад. Судебные иски от лица студентов, преподавателей, деканов к разным уровням руководства МГУ это подтверждают. А индивидуального подхода все нет...

В третьих, оставив за скобками и явку к 9.15 утра и недозволенность крупногабаритного багажа, позволим себе выразить искреннее удивление: раз сотрудникам вуза и членам студенческого совета показалось, что необходимо «собирать народ», значит, им могло показаться, что встреча с Патриархом не вызовет у студенчества достаточного интереса без дополнительной стимуляции? Сегодня новостной поток постоянно обращается к теме РПЦ и личности самого Патриарха. За поддержкой к молодежи обращаются самые разные политические и общественные силы и организации. Ректор МГУ принимает активное участие в общественно-политических мероприятиях, - и нет уверенности в том, что на означенную встречу придет достаточно людей, чтобы занять всю тысячу мест?

Или уверенность в явке изначально была, но не было уверенности в составе и настроениях аудитории? Опубликованные на данный момент материалы никак на это не указывают. Возможно, дополнительные сведения расскажут о страхах и опасениях организаторов. А может и сама встреча даст столько новой пищи для размышлений, что предшествующие ей события забудутся, как только рассказы о них в Facebook уйдут на шестые, десятые и двенадцатые строчки в новостях.