Американские «маккейны» и российские «прохановы» жить друг без друга не могут. В прямом смысле слова. Их существование в публичном пространстве находит себе оправдание только при условии постоянных взаимных нападок и взаимных обвинений в заговорах с целью погубить соответственно США или РФ. Конечно, у американских ксенофобов выбор пошире. К «оси зла» они причисляют и иранских аятолл — шиитов, и исламских радикалов — суннитов, и боливийских партизан — то ли анархистов, то ли марксистов. Всех их скопом в США политики от ксенофобии причисляют к террористам.
Но и на этом фоне «российская угроза» из виду не теряется. Во-первых, она привычна, с детства вбита в голову населению. Во-вторых, Россия обладает таким ракетно-ядерным потенциалом, каким никто иной похвастаться пока не может. В-третьих, российские аналитики, журналисты, литераторы, депутаты Госдумы, внешнеполитические чиновники дают американским коллегам по цеху прекрасные информационные поводы, чтобы изображать россиян врагами Америки.
Все эти три условия верны и для российских партнеров корпорации — профессиональных антиамериканистов. Они, мне кажется, все свое время посвящают поиску подходящих цитат американских авторов для обоснования антирусской направленности политики США. При этом им даже мысль, что для жизни Америки происходящие в России события не так уж значимы, просто невыносима. Свой комплекс неполноценности российские ксенофобы могут удовлетворить, только претендуя на роль «врага номер один» США.
Американские маккейны (не только сенаторы или конгрессмены, не только профессионалы из разведки, но все аудио- и видеопропагандисты во всех видах СМИ) также охотно откликаются на подаваемые им пропагандистские мячики. Кампания по разоблачению «происков вашингтонского обкома» тут же возвращается законом о «списке Магнитcкого». Антирусским пропагандистам в США, видимо, тоже тяжко расставаться с мифами времен холодной войны.
Так они и живут в дружном деловом партнерстве, питая друг друга ресурсами ненависти. Такая их совместная работа приводит к выводу о сознательном деловом партнерстве, взаимные выгоды этих людей очевидны. Без подпитки ненавистью ни военный бюджет не раздуешь, ни очередную книгу о всемирном заговоре не продашь. Я не утверждаю, что ЗАО «Ксенофобия инкорпорейтед» оформлено в качестве юридического лица официально, но на практике обе стороны преуспевают в своем бизнесе.
К сказанному выше можно отнестись и как к шутке. Но сегодня уже не до смеха.
Экономический рост России невозможен без международных экономических связей. Модернизация экономики требует привлечения из-за рубежа новейших технологий и капиталовложений. В зарубежной офшорной юрисдикции зарегистрированы головные холдинги ведущих российских компаний. Британское законодательство и судебная система вызывают у российских предпринимателей больше доверия при разрешении споров, чем отечественное. А конкуренция на рынках, включая рынки нефти, газа, металлов, в годы кризиса только возрастает. От глобальных экономических процессов никуда не спрятаться.
Нормальное развитие российской экономики требует благоприятного климата для связей с зарубежными странами, а не атмосферы взаимных подозрений и ксенофобских страхов. Судя по решению о присоединении России к ВТО, наше правительство это понимает. Однако оно, возможно, надеется, что ксенофобию можно будет использовать в сфере политики для дискредитации противников, не перенося это в сферу экономики. Увы, не получится. И вот уже молодой левый политик, борец за свободу и честные выборы, организует демонстрацию против ратификации договора по вступлению в ВТО. Любой проект по привлечению денег из-за рубежа или размещению денег в иностранные активы начинают обсуждать в прессе с точки зрения не экономической эффективности, а в терминах «патриотично или антипатриотично».
Между тем корпорация американских маккейнов призывает ЕС перенести ее опыт на европейскую почву. Это сулит российскому бизнесу закрытие границ, аресты банковских активов и недвижимого имущества за рубежом. Сначала это могут быть малочисленные карательные меры против «нарушителей прав человека» или под лозунгами борьбы с отмыванием денег. Но лиха беда начало! Могут войти во вкус и попытаться оказывать давление не столько на бюрократов, сколько на конкурентов на бизнес-поляне.
Такие действия иностранных властей могут вызвать своеобразную поддержку в России. Многие скажут: так им, нашим новоявленным капиталистам, и надо! Общественная атмосфера все более насыщается подозрительностью и призывами к расправам с теми, кого самозванные «патриоты» причисляют к «иностранным агентам».
Слово сказано! Ладно бы люди моего поколения, большую часть жизни прожившие при советской власти, вспомнили усвоенное с детства недоверие к иностранцам, так нет, люди молодые бросились выступать с разоблачениями и инициативами причисления к «агентам» все более широкого круга своих соотечественников.
Все это особенно нелепо, поскольку своей прямой записанной в законе цели авторы поправок к закону об НКО добиться будут не в состоянии. Любой студент экономического вуза, приглашенный в качестве эксперта в Госдуму, объяснил бы законодателям, как легко обходятся подобные требования. Например, «правильная» таиландская (или голландская, или танзанийская) фирма платит российскому «правильному» блогеру за рекламу ее туристического сервиса (или сыра, зубной пасты), а это российское юридическое или физическое лицо вносит пожертвования в НКО или в фонд, или куда угодно.
Выходит, все дело снова в пропаганде. Но такая пропаганда разделения на наших и чужих крайне опасна. Ксенофобия в любой форме не укрепляет страну, а истощает ее силы. Какой тут подъем производительности и повышение международной конкурентоспособности, до того ли, когда «кругом чужие».
Мы не можем позволить себе подобной подмены национальных приоритетов. Не можем обречь себя на консервацию экономической отсталости. История нашей страны слишком трагична, чтобы позволить ЗАО «Ксенофобия инкорпорейтед» вновь затуманить наше сознание.
Также в разделе


