Россия — удивительная страна. Весь мир озабочен снижением цен на энергоносители для собственных налогоплательщиков, и особенно на газ как главное топливо ближайшего будущего, чтобы поднять конкурентоспособность и социальное благополучие. В это время российские власти упорно движутся в прямо противоположном направлении — собираются повышать цены на газ до равнодоходного с экспортными поставками в Европу уровня, а сверхприбыли производителей газа планируют изымать в бюджет.
Незамысловатое такое перераспределение из кармана промышленных потребителей в общий котел финансирования предвыборных обещаний. Такой подход и экономику не позволит модернизировать, и развивать газовую отрасль не даст. Да и с точки зрения социальных обязательств те 150 млрд руб. дополнительных отчислений в казну, которые Минфин собирается «снять» с газовой отрасли, а на самом деле изъять из экономики, — не густо. Если взять и поделить эти деньги между 20 млн бюджетников и 40 млн пенсионеров, то на каждого из них пришлось бы по 200 руб. прибавки к месячной пенсии или зарплате.
Сегодня эту проблему собирается рассмотреть Дмитрий Медведев в «Газпром Межрегионгазе», «дочке» концерна, поставляющей топливо на внутренний рынок, на правительственном совещании по налоговым изъятиям и ценообразованию. Напомню, что в начале мая, в последние дни пребывания Владимира Путина в кресле премьера, правительство подтвердило планы по ежегодной индексации цен на газ на 15% с 1 июля в течение ближайших трех лет, а также предложения Минфина по изъятию у газовиков 80% дополнительных доходов от повышения цен.
Помимо существенного пересмотра НДПИ для «Газпрома», который с этого года и так платит в бюджет вдвое больше независимых производителей, финансовое ведомство вышло с инициативой уравнять ставки налога на добычу газа для всех участников рынка к середине 2015 года. Это вызвало обвал котировок ценных бумаг «Новатэка» — второго в России производителя, крупнейшим акционером которого является влиятельный бизнесмен Геннадий Тимченко. Гул недовольства газовиков, которые стали грозить властям сворачиванием инвестиций, в Белом доме услышали. И вот уже новый вице-премьер по ТЭК Аркадий Дворкович не исключает пересмотра параметров налогового маневра, одобренного месяц назад правительством Путина, и дает поручение профильным ведомствам подготовить предложения.
Но вопрос-то стоит шире. Что делать с ценами на газ? Уже три года как они вышли на уровень операционной рентабельности даже для «Газпрома», который тратит огромные деньги на содержание и развитие газотранспортной системы. Между тем все страны, имеющие значительную собственную добычу, поддерживают внутренние цены на уровне cost plus, то есть затраты на добычу и транспортировку плюс норма доходности.
Такая система ценообразования характерна для Китая и Индии, где только по мере роста спроса и необходимости импортировать все большие объемы газа правительство крайне неохотно идет на повышение внутренних цен за счет их привязки к нефтяным котировкам. Россия, которая остается крупнейшим в мире экспортером, ведет себя гораздо прогрессивнее. Еще в 2006 году правительство объявило о намерении повысить внутренние цены для промышленности до уровня экспортных, точнее, привязать их к ценам на нефтепродукты. Несмотря на то что, как показала жизнь, этот план был нежизнеспособен, власти от него не отказались. Официально срок выхода на эту равнодоходность перенесен на 2015 год, и в речах чиновников регулярно появляются более отдаленные даты.
Но это значит, что установка на рост внутренних цен на газ в России вне зависимости от ситуации на рынке — суть государственной политики в газовой отрасли. Хотя пример США показывает, что наращивание собственной добычи может и должно сопровождаться существенным снижением цен. Для конечных американских потребителей они сейчас значительно ниже, чем четыре года назад. Электростанции так и вовсе покупают газ втрое дешевле, чем в 2008-м, по $100 за тысячу кубометров. Примерно столько же за газ платят и российские электроэнергетики. Только через три года для них цена тысячи кубометров вырастет до $150. Поэтому в Соединенных Штатах сейчас вовсю говорят о реиндустриализации страны на базе дешевого газа и газовой генерации, а у нас — о наномодернизации на основе строительства нескольких зданий в Сколкове.
Также в разделе



