Посольство Кайзера Франца
04 июня 00:05 |«Газпром» нашел нового лоббиста своих проектов в Европе. Вслед за экс-канцлером Германии Герхардом Шредером олицетворять российскую газовую отрасль в странах Евросоюза теперь будет знаменитый Франц Беккенбауэр, имеющий вполне официальное прозвище Кайзер Франц, или по-русски Император Франц. Легенда немецкого и всего мирового футбола, он выигрывал все мыслимые титулы, как футболист и как тренер сборной Германии. В последние годы Беккенбауэр является почетным президентом родного клуба — мюнхенской «Баварии», с которой «Газпром» готовит спонсорское соглашение.
Работа над крупнейшим на сегодняшний день газотранспортным проектом России — «Северный поток» — изрядно повредила репутации Герхарда Шредера на родине и за ее пределами. Были моменты, когда его фигура даже мешала продвижению газопровода. Из-за него «Северный поток» не пользовался должной поддержкой Ангелы Меркель, которая обыграла Шредера на выборах в 2005 году и заняла кресло канцлера. Кроме того, история появления политика высокого уровня в пророссийском проекте давала козыри противникам строительства газопровода через Балтику. Герхард Шредер с его российским другом Владимиром Путиным благословили «Северный поток» накануне тех выборов, а сразу после своего поражения экс-канцлер принял предложение Москвы возглавить комитет акционеров компании — оператора проекта. В Польше местные средства массовой информации и политики высокого ранга сравнивали соглашение о строительстве газопровода ни много ни мало с пактом Молотова—Риббентропа.
Привлекая к улучшению имиджа российской газовой отрасли и ее продукции Кайзера Франца, руководство «Газпрома» пошло почти на военную хитрость. Контракт с Беккенбауэром подписан не от имени самого концерна, его подписала неправительственная организация «Российское газовое общество», крупнейшим спонсором которой является российский газовый монополист. Но о найме легенды футбола для популяризации российского газа в Европе объявил лично глава «Газпрома» Алексей Миллер на заседании Европейского делового конгресса в Словении. Сам знаменитый фигурант при этом присутствовал и шутил, что, мол, с Миллером его объединяет то, что они оба болельщики, а клубный автобус в будущем, возможно, будет передвигаться на экологичном природном газе.
Почему Кайзер Франц согласился на российское предложение? Нет сомнений, что ему хорошо заплатят, а в «Баварии» он уже больше двух с половиной лет на пенсии и играет роль почетного президента. Тем не менее сложно поверить, что деньги могли сыграть решающую роль, когда на кону стоит его имя. К тому же Беккенбауэра нельзя назвать бедным человеком. Более вероятным выглядит предположение, что его посольская деятельность — это обязательная часть масштабного соглашения о финансовой поддержке «Газпромом» футбольного клуба «Бавария», которое вот-вот будет подписано.
Позволит ли такой маневр сохранить кристально чистую репутацию 66-летнего Беккенбауэра, покажет время. Но от этого в конечном итоге зависит, удастся ли ему эффективно и без потерь сыграть в команде «Газпрома» на европейской арене или его ждут репутационные последствия, как это получилось со Шредером. Теперь и Кайзеру Францу совершенно точно не удастся остаться в стороне от политики, которую он старательно обходил стороной, несмотря на огромный авторитет среди футбольных болельщиков в Германии (а это немалая часть электората). Российский газ в Европе — это самая что ни на есть большая политика. Четкие правила в этой игре не установлены, есть понятия, есть интересы, которые то сходятся, то расходятся. Это больше похоже не на футбол, где для победы нужно больше забить голов в чужие ворота, чем пропустить в свои. А на сеанс одновременной игры в шахматы на дюжине досок.
Сам Миллер на заседании Европейского делового конгресса сетовал, что Евросоюз сражается с российским газом, как Дон Кихот с ветряными мельницами. Причем делает это за счет налогоплательщиков, вынимая из их карманов деньги на субсидии гораздо менее эффективных экономически видов энергии, в том числе ветра, солнца, биомассы etc. И Беккенбауэру, судя по всему, отводится роль Санчо Пансы, который пытался отговорить идальго от поединка с мнимыми великанами. Упитанному герою Мигеля де Сервантеса это, как известно, не удалось, и Дон Кихот Ламанческий больно шлепнулся оземь после встречи с лопастью мельницы. Мельница не пострадала.