В Москву прибыл новый американский посол — Майкл Макфол, занимавший до этого должность директора по России и Евразии в совете национальной безопасности США. Именно его считают архитектором политики перезагрузки, которая позволила вывести отношения Вашингтона и Москвы из тупика, в котором они оказались к концу президентства Джорджа Буша. В том виде, как она была задумана весной 2009 года, перезагрузка успешно завершилась в декабре 2010-го ратификацией Договора СНВ. До этого прогресса достигли по Афганистану и Ирану. Ничего другого от перезагрузки, то есть, если буквально воспринимать саму метафору, однократного нажатия кнопки, ждать было невозможно. Она была переходным этапом, за которым в идеале должна была последовать какая-то другая политика с новой повесткой дня, но ее не появилось.
Впрочем, были две попытки развить успех: неудачная (переговоры по совместной ЕвроПРО) и удачная (вступление России в ВТО). Первое завершилось полным фиаско — даже не безрезультатно, а четким и ясным отрицательным результатом. Второе стало своеобразным бонусом к изначальной программе перезагрузки, особенно приятным, поскольку получен он был в момент, когда все остальное уже завязло.
Ситуация в России на момент прибытия посла Макфола сильно отличается от той, которая была прошлой весной, когда его предложили на этот пост. Большим разочарованием для Вашингтона стала рокировка — уход Дмитрия Медведева и возвращение Владимира Путина. Американская администрация явно рассчитывала продолжить работу с Медведевым, который наладил неплохой личный контакт с Обамой. Путина в Америке считают партнером неконструктивным, к тому же стиль, в котором была проведена сентябрьская смена, заставил говорить о том (особенно в этом усердствуют оппоненты Обамы), что президент США три года имел дело фактически с второстепенным российским представителем. Правда, изменение политической атмосферы в России после думских выборов вызвало оживление в Вашингтоне, так что Макфол как известный специалист по проблемам демократизации (об этом его последняя перед приходом в Белый Дом книга, выходящая сейчас и по-русски) как минимум получит хороший материал для своей будущей научной работы.
На ближайший год задачей Майкла Макфола (как и его российского коллеги в Вашингтоне Сергея Кисляка) станет минимизация ущерба двусторонним отношениям, который могут нанести предвыборные процессы в обеих странах. Российско-американские отношения таковы, что позитивных сдвигов во время избирательной кампании ждать не приходится, это не приносит очков в глазах голосующих. Зато использование нападок на противоположную сторону, как считается, такие очки приносит — в России больше, в США меньше в силу низкого интереса к теме, но тем не менее. То есть ухудшение атмосферы возможно, а улучшение нет. Так что официальным представителям придется постараться, чтобы к началу 2013 года, когда ситуация прояснится в обеих странах и появится возможность для новой содержательной работы, отношения не откатились назад к доперезагрузочному состоянию.
В 2011 году администрация Барака Обамы начала втягиваться в обсуждение внутренних проблем России, хотя раньше делала это неохотно. После думских выборов в России произошел обмен критическими высказываниями между Хиллари Клинтон и Владимиром Путиным. Вероятно, полемика по проблемам демократии станет более активной по мере интенсификации протестных действий в России и раскручивания избирательной кампании в США.
Ближайшей конфликтной темой, которой придется заняться Макфолу, станет чикагский саммит Россия–НАТО, на который Москва грозит не приехать, если не случится прогресса по ПРО. Между тем надежд на прогресс никаких. На протяжении нескольких месяцев после Лиссабонского саммита в ноябре 2010 года российские и американские уполномоченные пытались найти формы совместной работы. Отсутствие даже минимального продвижения сделало невозможным визит в Россию Барака Обамы, который предполагался в 2011 году. Однако вопрос вернется на повестку дня, обойти или проигнорировать его не удастся, о чем заявил в ноябре Медведев. Новая администрация в 2013 году первым делом столкнется все с той же проблемой. Россия настаивает на обсуждении принципов стратегической стабильности, которые напрямую связаны с проблемой ПРО. И никаких новых идей, кроме гарантированного взаимного уничтожения, пока не видно.
Майкл Макфол изучает Россию с 1980-х годов, и его опыт должен помочь ему продержаться в период неопределенности. Два непосредственных предшественника Макфола в должности посла в Москве — Уильям Бернс и Джон Байерли — оставили ему солидное наследство. Оба являются блестящими профессионалами, которым удавалось поддерживать конструктивность отношений в самые тяжелые периоды администрации Буша и во время трудных согласований в рамках перезагрузки. Новому послу предстоит не уронить заданную планку.
Посол для минимизации ущерба
Ухудшение возможно, а улучшение нет
Наверх