Рубрика: Мнения

Уроки революции

Египтян решили убедить в том, что ежедневный комфорт лучше хаоса

Вторая египетская революция, когда в ноябре десятки тысяч людей собрались на площади Тахрир с требованием отставки Высшего военного совета и передачи власти правительству национального спасения во главе с Мухаммадом аль-Барадеи, столкнулась с одной большой проблемой.
 

Вторая египетская революция, когда в ноябре десятки тысяч людей собрались на площади Тахрир с требованием отставки Высшего военного совета и передачи власти правительству национального спасения во главе с Мухаммадом аль-Барадеи, столкнулась с одной большой проблемой.

Египтянам было очень легко ее игнорировать, если, конечно, они не оказались на площади, где силы безопасности убили около 40 человек и ранили более тысячи. Центр Каира был окутан слезоточивым газом, и эти ужасные события чем-то напоминали «первую революцию», февральскую, которая завершилась свержением Хосни Мубарака.

Однако на этот раз военным удалось сохранить власть, правда, пообещав передать ее демократически избранному правительству до июля 2012 года. Революция не достигла цели, потому что за пределами площади Тахрир Каир продолжал жить своей обычной жизнью. Уже буквально в нескольких метрах от площади никаких признаков беспорядков не было заметно: работали магазины, рынки, рестораны, банкоматы, клубы были переполнены до двух ночи. На удивление спокойно проходили выборы в парламент. На этом фоне демонстрации на площади Тахрир стали все больше походить на шоу, которое дополняли торговцы сувенирным кичем с фараонами. Причем шоу с падающей популярностью.

Совсем не такими были события в начале года. Сотни тысяч протестующих наполняли улицы столицы, кричали с балконов, облаками слезоточивого газа был окутан весь город, доступ в интернет был закрыт во всей стране, а 17-миллионный мегаполис был парализован комендантским часом. После этого бандиты, а на самом деле переодетые сотрудники полиции, выполнявшие распоряжение руководства, начали разбой, грабя простых жителей, магазины и банки, готовые стрелять без предупреждения. Предполагают, что Мубарак верил, будто всплеск преступности заставит народ попросить его навести порядок, однако вместо этого народ еще сильнее объединился против власти, организовав народные дружины для защиты от мародеров и во все большем количестве собираясь на площади.

В Каире часто говорят, что военные ничему не научились после падения режима Мубарака. Разница между двумя революциями свидетельствует об обратном. Один урок они точно выучили — нельзя позволить революции расползтись по всему городу и нарушить привычный образ жизни горожан. Поэтому они, во-первых, окружили Тахрир жестким периметром. Во-вторых, они решили убедить египтян в том, что ежедневный комфорт лучше хаоса.

В борьбе за общественное мнение у военных есть два преимущества. Во-первых, они располагают поддержкой благодаря всеобщей воинской повинности, которая позволяет им называть себя «народной армией». Египтяне любят гордиться своими военными победами, например, победой в войне 1973 года, в которой, как они уверены, они победили. «Мы в армии, этой школе патриотизма, привыкли сталкиваться с трудностями, мы знаем, что надо быть терпеливыми, чтобы достичь своих целей, тщательно планировать действия и быть уверенными в успехе», — заявил глава Высшего совета Мухаммад Тантави в речи к народу во время революции. И не без успеха: по разным оценкам, от 60 до 90% египтян поддерживают военных.

Второй инструмент — государственные СМИ, которые винят протестующих во всех нынешних египетских бедах — от всплеска радикального исламизма до экономических проблем. «Последний выбор: стабильность или хаос», «Опасность раскола» — таковы, например, заголовки главной государственной газеты «Аль-Ахрам», бичующей демонстрантов. И эта тактика работает. «Никто не слышит людей на площади, потому что никто ничего не знает о политике. Мубарак коррумпировал всю нашу политическую жизнь», — считает каирский продавец фруктов Фатхи Абдулла, который поддерживает требования демонстрантов.

Впрочем, многие египтяне критично относятся к протестующим. И трудно определить, является ли это успехом агитационной кампании военных или вызвано объективными причинами. Например, тем, что многие влиятельные политические силы проигнорировали нынешний раунд демонстраций и совсем не потому, что поддерживают военных. Они ждут окончания выборов и собираются взять власть в стране сразу после их окончания

Вот если военные рассчитывают сохранять власть и дальше, если они настроены на конфронтацию с всенародно избранным парламентом, тогда Египет будет ожидать третья революция, которая выйдет далеко за периметр площади Тахрир. Если вдруг Высший совет не выполнит обещание сдать власть в стране к июлю следующего года, риск начала массовых исламистских демонстраций, которые нарушат мирную столичную жизнь, весьма велик.

Оригинал статьи на английском языке опубликован на сайте Вашингтонского института ближневосточной политики

ТЕГИ: Египет