Рубрика: Мнения

Чемодан без ручки

По мнению Москвы, вся программа ПРО должна быть пересмотрена и с нуля создана новая
15 ноября 00:05Артем КобзевАртем Кобзев
Ситуация вокруг американской системы ПРО напоминает шутку про чемодан без ручки: и бросить нельзя, и тащить неудобно. Эксперты и официальные лица из России и США регулярно проводят переговоры на эту тему, однако ни к какому результату так и не пришли. И перспектив достижения результата в ближайшем будущем не видно.
 

Ситуация вокруг американской системы ПРО напоминает шутку про чемодан без ручки: и бросить нельзя, и тащить неудобно. Эксперты и официальные лица из России и США регулярно проводят переговоры на эту тему, однако ни к какому результату так и не пришли. И перспектив достижения результата в ближайшем будущем не видно.

На итоговой пресс-конференции саммита АТЭС Дмитрий Медведев, отметив, что в целом доволен переговорами с Бараком Обамой, заявил, что не очень понимает, что нам предлагают наши партнеры относительно своей системы противоракетной обороны. К этому он присовокупил обещание дать «развернутую оценку» того, как Россия будет реагировать на американскую активность в вопросах ПРО.

Это довольно странно, если учесть, что, хотя предложения Вашингтона Москву не устраивают, непонятными их назвать сложно. У американцев есть так называемый «поэтапный адаптивный подход». Его четыре фазы подразумевают постепенное (четыре этапа) развертывание архитектуры ПРО, отвечающей темпам и характеру нарастания уровня ракетных угроз. Россию приглашали к участию в этом проекте, но ее такой вариант не устроил. По мнению Москвы, вся программа должна быть пересмотрена и с нуля создана новая.

Известно и то, как Россия планирует реагировать на американскую несговорчивость. Тон здесь задал лично Медведев, упомянувший во время прошлогоднего выступления в Лиссабоне, что реализация американской стратегии в области ПРО может спровоцировать новую гонку вооружений. Об этом же президент говорил и на своей большой пресс-конференции в мае, и во время саммита в Довиле. Аналогичным образом высказывались Дмитрий Рогозин и Анатолий Сердюков.

Есть большие сомнения в том, что Медведев, излагая обещанную «развернутую оценку», скажет что-то принципиально новое, а не в очередной раз пригрозит новым витком гонки вооружений.

Между тем пока ситуация выглядит абсолютно тупиковой, поскольку Москва выдвигает требования, принять которые Вашингтон, даже если бы у него и было такое желание, не может. Так, предложение России создать секторальную ПРО входит в противоречие с положением устава НАТО, запрещающим делегировать безопасность членов блока внешним силам. А требование предоставить России юридически обязывающие гарантии того, что американская ПРО не направлена против нее, никогда не будут одобрены сенатом США. Республиканская оппозиция критикует администрацию Барака Обамы за то, что та и так уже сдала русским все, что только можно. К этому стоит добавить, что реализацию всех четырех стадий «поэтапно адаптивного подхода» отстаивают лоббисты американского ВПК, кровно заинтересованные в раздувании оборонного бюджета.

Тем не менее многие российские эксперты утверждают, что пространство для маневра еще есть и стороны могут в конце концов прийти к компромиссу. В частности, упоминалась возможность создания единого центра обмена данными. Да и просто то обстоятельство, что Россия и США — в относительно недавнем прошлом враги — обсуждают такую деликатную сферу, как ПРО, важно и позитивно безотносительно результатов этих переговоров.

Однако в то же время эксперты признают, что в ближайшем будущем прорывов точно не будет. И в России, и в США грядут президентские выборы. А во время избирательной кампании любые шаги, которые могут быть истолкованы, пусть и необоснованно, как потворство потенциальному противнику, губительны.