Реальный дауншифтинг
09 ноября 00:05 |Моя подруга любит рассматривать в сети фотографии из серии «один день моей жизни». Особенно ей нравятся картинки «всяких дауншифтеров». Под дауншифтерами она, конечно, понимает всех людей, которым посчастливилось перебраться в какую-нибудь солнечную и теплую или хотя бы просто другую страну.
В своем представлении о дауншифтинге как о растянутой во времени разновидности туризма она не одинока. Как-то так получилось, что у нас в стране дауншифтинг в представлении многих — это однозначно история успеха. История про то, как кто-то перестал беспокоиться и начал жить на сэкономленные или удачно вырученные за московскую недвижимость деньги где-то под пальмами у моря. На самом же деле слово «дауншифтинг» означает скорее историю отказа от успеха в его общепринятом понимании. Ведь готовность пойти на риск, отказавшись от высокооплачиваемой работы и положения в обществе ради воплощения своих идеалов или чувства свободы, удовольствие не для каждого.
Отчасти такие аберрации значения слова «дауншифтинг» связаны с тем, что в России переезд на ПМЖ за границу, который дауншифтеры нередко практикуют, очень многими расценивается как успех сам по себе.
Недавно я познакомилась с француженкой, которая приехала жить и работать в Москву, потому что в Москве жизнь «спокойнее» (да, для некоторых Москва — тихий, спокойный город). В глазах своих соотечественников она в лучшем случае чудачка. А уезжающий чуть ли не в любую страну москвич в глазах соотечественников — баловень судьбы.
Настоящий дауншифтинг вовсе не обязательно предполагает переезд в другую страну. Но «внутренний дауншифтинг» в России связан с некоторыми проблемами. Дауншифтинг предполагает некоторое движение вниз (down) — по социальной лестнице, по уровню материальной обеспеченности. Но для того, чтобы совершить движение вниз, нужно, чтобы было куда двигаться, то есть там, внизу, должно быть какое-то пространство.
Вот этого пространства внизу у российских дауншифтеров не так много. К примеру, замученный крысиными бегами корпоративной каторги американец может в поисках свободы и покоя пойти — да хоть в учителя. Некоторое время назад это было довольно популярным трендом. А что ждет нашего человека, который решит пойти в учителя? Правильно, его семья начнет голодать. Если, конечно, он не будет круглосуточно заниматься репетиторством или брать взятки и делать прочие кармически неоднозначные вещи, плохо сочетающиеся с философией дауншифтинга.
Ключевая идея дауншифтинга заключается в том, чтобы отказаться от лишнего, ограничиваясь необходимым. В России же не так много людей, у которых в принципе это лишнее есть, ведь даже наш все еще зарождающийся средний класс практически перебивается с хлеба на воду по сравнению со средним классом Франции, США, Канады, Японии.
Разумеется, есть и в России люди, которые по праву могут называться в полном смысле дауншифтерами. Просто фотографии дней их жизни не так красочны, как пейзажи Таиланда.
Например, дауншифтером считает себя мой переехавший этим летом из метрополии в провинцию приятель. На новом месте он получает примерно вдвое меньше денег, чем в Москве, и теперь у него примерно вдвое больше свободного времени. «Через какое-то время, — рассказывает он, — приходит чувство покоя. Перестаешь думать о деньгах, потому что их здесь нет. И переходишь в астрал».