16783
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
19215
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
10100
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3171
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
6380
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
5522
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
3370
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2479
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
9645
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
7923
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
6127
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
6610
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
4394
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
3366
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
2683
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
2614
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
3307
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2413
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2430
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
3752
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3284
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2399
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2079
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
3673
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
3640
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2417
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2450
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
2791
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
2638
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2475
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
2652
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
4798
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
3447
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3142
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
2646
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Политика новой приватизации

Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века привел к социально-экономическим изменениям, радикальность которых мы будем осмысливать еще достаточно долго.

Сергей Гунеев

Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века привел к социально-экономическим изменениям, радикальность которых мы будем осмысливать еще достаточно долго.

Уже сейчас очевидно, что обе ведущие системы функционирования рыночных институтов западного мира — основанная на идеологии свободной рыночной конкуренции система США и социально ориентированная система Европы — показали свою относительную неэффективность в новых реалиях.

В условиях кризиса государства, имеющие мощные рычаги воздействия на экономику, оказались, по сути, единственным действенным барьером развертывания финансово-экономического коллапса. Среди этих стран была и Россия.

Доля государства

Кризис 2008–2009 годов формально не привел к масштабному прямому росту госсектора, имея в виду появление в казне новых хозяйствующих субъектов, поскольку приоритеты антикризисной политики были ориентированы на минимизацию расширения госучастия в капитале проблемных частных компаний и банков.

Более того, официальные данные Росстата свидетельствуют о продолжавшемся в 2008–2010 годах сокращении доли госсектора в экономике России. Тем не менее практически все экспертные оценки сходятся на том, что доля государства в экономике России возросла.

Масштабы этого процесса и потенциал дальнейшего роста государственного влияния остаются не вполне ясными. По данным ЕБРР, доля госсектора российской экономики в ВВП возросла с 30 до 35% к 2009 году. Эти данные представляются заниженными. По оценкам «Тройки Диалога», федеральные и региональные власти контролировали примерно 40% рыночной капитализации российского фондового рынка в конце 2007 года, а в 2004-м — лишь 24%. К началу 2008 года «глубина концентрации собственности» в руках государства в рамках базы «Эксперт-400» составила порядка 40–45%. В 2009 году этот показатель оценивался различными экспертами в пределах 50%.

Хорошо это или плохо?

Позитивный эффект масштабной государственной интервенции в экономику в кризисной фазе становится негативным, когда экономика переходит в фазу стабильного долгосрочного экономического роста. Что хорошо для ситуации кризиса, плохо для инновационной составляющей модели роста.

Почему? Приведем несколько важных соображений. Во-первых, никто не отменял ставший аксиоматичным тезис о значимости прав частной собственности как ядра институциональной среды для долгосрочных инвестиций и долгосрочного экономического роста.

Во-вторых, само по себе право частной собственности (и приватизационный эффект) не панацея. Оно приносит экономический эффект лишь в условиях конкурентной среды — экономическая эффективность гораздо больше зависит от конкуренции, чем просто от природы права собственности.

В-третьих, никто не отменял накопленный негативный опыт функционирования госкомпаний. На эту тему проведено множество эмпирических межстрановых исследований. В-четвертых, страны, остановившие в начале кризиса свои приватизационные программы, приступили к их возобновлению.

Эффективные госкомпании

Из сказанного, разумеется, никак не следует, что предприятия, находящиеся в частной собственности, всегда и при всех обстоятельствах оказываются эффективнее предприятий, принадлежащих государству.

Современная экономическая теория исходит из предположения, согласно которому, по-видимому, просто не существует такой универсально пригодной формы собственности, которая неизменно и независимо от конкретных исторических условий превосходила бы другие формы собственности в любой стране во всех отраслях и секторах экономики.

Известны примеры госкомпаний, полностью погруженных в конкурентную среду и демонстрирующих при этом просто поразительную жизнеспособность.

В тех случаях, когда государству действительно удается превратить госкомпании в «институты развития», они, несомненно, могут на протяжении некоторого времени использовать свой особый статус, в том числе правительственную финансовую поддержку, для того чтобы ускорить ломку сложившихся консервативных хозяйственных структур и обеспечить более благоприятные условия для развития высокотехнологичных отраслей.

Напротив, приватизация в некоторых случаях не только не ведет к росту инновационной активности компании, но и вызывает свертывание инновационных программ.

Новая модель

В условиях современного мира давняя дискуссия о «провалах государства» и «провалах рынка» теряет свою актуальность. В современном мире ортодоксальный неоклассический (неолиберальный) подход к государству как основному источнику экономической нестабильности становится все более экзотическим как в англо-американской, так и европейской исследовательской традиции. На волне критики либеральной модели последних 30 лет стал популярен тезис о необходимости более активного вмешательства государства в экономику для преодоления рисков стихийного развития.

Речь идет об отказе от противопоставления государства и рынка и использовании более прагматичного подхода, в котором учитываются несколько значимых новых моментов. Во-первых, объективная цикличность уровня государственного вмешательства в экономические процессы. Во-вторых, роль государства как регулятора в условиях глобализации и возрастающей неопределенности перспектив современной мировой экономики. В-третьих, оптимизация соотношения между потенциалом вмешательства государства и его реальными возможностями. В-четвертых, то, что оптимальность функций государства в экономике надо оценивать с точки зрения возможности их реализации частным сектором.

Решающе важной практической проблемой является не противопоставление вмешательства государства его отсутствию, а то, каким интересам государство окажет свою поддержку.

Пройденная развилка

Таким образом, основная концептуальная развилка (и вызов) — это выбор между, с одной стороны, абсолютизацией уроков кризиса и инерционным продолжением политики усиления государства (а также развитие не декларированной официально модели государственного капитализма, сформировавшейся в России в 2000-е годы). А, с другой стороны, политикой разгосударствления в широком смысле слова, что предполагает поиск прагматичного баланса между сохранением рычагов государственного влияния (прямое вмешательство, жесткий контроль) и полным уходом государств из тех или иных сфер и секторов экономики.

Как нам представляется, соответствующий принципиальный выбор руководством России уже сделан в пользу разгосударствления. Действующее приватизационное законодательство, включая масштабные поправки 2010 года, в целом не требует радикальных новаций и создает необходимые формальные условия для запуска новой приватизационной программы. Однако процесс формирования условий и принципов новой приватизации еще не завершен.

Шесть задач

Определение последовательных шагов в сфере политики по управлению госсобственностью и приватизации требует постановки операциональных задач, к которым следует отнести следующие.

Во-первых, ограничение рисков разрастания госсектора в экономике. Важно на политическом уровне продекларировать, что любые шаги, прямо или косвенно увеличивающие вес государства в экономике относятся к «красной зоне». Такие решения должны быть исключительными. Кроме того, компании, находящиеся под контролем государства, с одной стороны, не должны входить в сферы деятельности, где уже есть частная предпринимательская инициатива и условия для конкуренции, а с другой стороны — формировать барьеры для входа новых компаний на свои рынки.

Во-вторых, обеспечение устойчивости и планомерности сокращения прямого участия государства в экономике. Важно продекларировать презумпцию полезности приватизации и презумпцию полезности участия иностранных инвесторов в капитале приватизируемых компаний, в том числе крупных, а также объявить, что за исключением заявленного узкого круга компаний в период до 2020 года все прочие компании с госучастием могут стать объектом приватизации.

В-третьих, обеспечить структурный эффект от приватизации для экономики, что предполагает инвестиции в развитие компаний и развитие условий для справедливой конкуренции. В-четвертых, институциональная оптимизация госсектора и сокращение численности его субъектов. В-пятых, повышение эффективности деятельности ядра госсектора, совершенствование системы представления интересов государства. В-шестых, совершенствование корпоративного управления в компаниях с госучастием.