Наш финансовый рынок способен преподносить удивительные сюрпризы. Еще вчера мало кому известный интернет-магазин торговал ноутбуками, бытовой техникой и мечтал снискать лавры Amazon.com. Эти мечты так и остались бы мечтами, если бы не бодрые инвестбанкиры, которые решили сделать из магазина суперзвезду российского фондового рынка.
Банкиры решили продать акции интернет-магазина «Ютинет.ру» широкой публике. Оставался один вопрос: во сколько оценить замечательный портал? В начале июня в письме потенциальным инвесторам была названа цифра $120 млн. Получив это письмо, я удивился, так как думал, что знаю все крупные интернет-магазины и уж тем более такие, которые стоят больше $100 млн.
Однако читая отчет об оценке компании, я испытал еще большее удивление: ее чистая прибыль за 2010 год составила минус 28 млн руб. Этот факт сам по себе мало о чем говорит — мы живем в эпоху интернет-бума, когда многие проекты стоят бешеные деньги и не получают при этом не то что прибыль, но даже выручку. Однако второй факт действительно поразил: около 35 млн руб. расходов на разработку портала в 2010 году были учтены отдельной строкой — как затраты на исследование. То есть на самом деле чистый убыток составил, по моим подсчетам, около $2 млн.
Интересное начало, наверное, их модель развития настолько фантастична, что это того стоит, подумал я. И действительно, умелые банкиры (вместе с менеджментом) построили прогноз выручки, основываясь на настолько шокирующей модели развития, что я задумался, уж не розыгрыш ли вся эта история. При увеличении рекламного трафика в пять раз (первый ах!) за пять лет компания рассчитывала снизить его стоимость в 2,5 раза (второй ах!) и увеличить конверсию (то есть количество покупок, которые делают посетители сайта) в 2,5 раза (финальный ах!). Я не знаю, кто им делал эту финансовую модель, но этот человек явно не знаком с реальностью.
Бодрые организаторы размещения несколько дней терзали меня вопросом, по какой цене наша компания согласится принять участие в размещении. Я не отвечал им, потому что приличного ответа не было. Однако в конце июня компания прислала новое письмо, в котором говорилось, что убыток в 2010 году был арифметической ошибкой, а на самом деле «Ютинет» получил прибыль в размере тех же 28 млн руб. «Ошибка» в отчетности накануне IPO уже о многом говорит, но факт превращения компании в прибыльную настолько воодушевил организаторов, что они объявили новую цену размещения — на уровне $400 млн! Это было уже просто вне пределов моего понимания.
И вот дней десять назад свершилось. Компания продала свои акции частным инвесторам, зафиксировав капитализацию хоть и не на уровне $400 млн, но все равно фантастически высоко — 3,9 млрд руб. С инвесторов удалось собрать 390 млн руб., продав всего лишь 10% акций! Как будет ситуация развиваться дальше, сказать трудно. В сказки я давно не верю, поэтому нарисованные прогнозы развития даже обсуждать бессмысленно.
Теперь важно другое: будут ли организаторы размещения за счет счастливых собственников поддерживать котировки ценных бумаг или горе-инвесторам сразу дадут понять, что инвестиции — дело рискованное, можно и деньги потерять. С начала торгов на ММВБ котировки акций «Ютинет» обвалились более чем на 25% — с 240 до 176,1 руб. Посмотрим, что будет дальше, но уже сейчас понятно, что список кандидатов на премию «пузырь года» расширился.
«Ютинет.ру»: что это было?
Наш финансовый рынок способен преподносить удивительные сюрпризы. Еще вчера мало кому известный интернет-магазин торговал ноутбуками, бытовой техникой и мечтал снискать лавры Amazon.com. Эти мечты так и остались бы мечтами, если бы не бодрые инвестбанкиры, которые решили сделать из магазина суперзвезду российского фондового рынка.
Наверх