Рубрика: Мир

История обмена

Гилад Шалит завершает пятилетний путь домой
Сделку по освобождению Шалита приветствует большинство израильтян

Сделку по освобождению Шалита приветствует большинство израильтян

Сегодня капрал израильской армии Гилад Шалит, которого удерживают в плену боевики ХАМАС, должен вернуться домой. История обменов израильских солдат на арабских преступников насчитывает почти 45 лет, однако никогда ранее процесс освобождения не растягивался так надолго — в общей сложности в плену Шалит провел более пяти лет.
 

Сегодня капрал израильской армии Гилад Шалит, которого удерживают в плену боевики ХАМАС, должен вернуться домой. История обменов израильских солдат на арабских преступников насчитывает почти 45 лет, однако никогда ранее процесс освобождения не растягивался так надолго — в общей сложности в плену Шалит провел более пяти лет.

Утром Шалита переправят через КПП «Рафах» из сектора Газа в Египет, после чего он пересечет израильско-египетскую границу через КПП «Ницана». На военной базе «Керем-Шалом» Гилад пройдет  медицинский осмотр, после чего сможет позвонить родителям. Затем вертолет доставит Шалита на базу ВВС «Тель-Ноф» в центральной части страны. Там он встретится со своей семьей, и состоится  церемония с участием главы правительства Биньямина Нетаньяху, министра обороны Эхуда Барака и начальника генштаба армии генерал-лейтенанта Бени Ганца. Если обмен пройдет по намеченному плану, уже к полудню Гилад Шалит прибудет в родительский дом в поселке Мицпе-Ила на севере Израиля.

Вчера родственники жертв терактов предприняли последнюю попытку остановить сделку по обмену солдата на 1027 палестинских заключенных. Они подали в Верховный суд справедливости Израиля четыре апелляции против освобождения «террористов с кровью на руках». Родственники жертв терактов особо отметили, что выступают не против освобождения военнослужащего, а против высокой цены, которую, по их мнению,  должен заплатить Израиль. Швуэль Схивсхордер, чьи родители, брат и сестра погибли в результате теракта в иерусалимском кафе «Сбарро» в 2001 году, обращаясь к отцу капрала Ноаму Шалиту, выкрикнул: «Твой сын вернется домой, скажет тебе «здравствуй», а через несколько дней в Израиле произойдет самый мощный теракт за всю его историю». Подобные апелляции родственники жертв терактов подают перед каждым обменом израильских граждан на палестинских заключенных, и всякий раз судьи Верховного суда им отказывают.

Историю сделок по обмену израильтян на арабских заключенных принято вести с 1968 года. Тогда в ночь на 23 июля боевики Народного фронта освобождения Палестины захватили самолет авиакомпании «Эль-Аль», выполнявший рейс из Рима в Тель-Авив. Авиалайнер «Боинг-707» с 38 пассажирами и десятью членами экипажа на борту изменил курс и приземлился в Алжире. 39 дней спустя, в результате напряженных переговоров, проходивших при посредничестве Италии, Израиль согласился освободить за них 24 палестинских заключенных, которые не были непосредственно причастны к совершению терактов.

4 апреля 1978 года семеро военнослужащих Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), находясь в Южном Ливане, который в те годы был занят Израилем, вступили в бой с боевиками Организации освобождения Палестины (ООП тогда базировалась в Ливане. — «МН»). Четверо израильтян были убиты, двоим удалось скрыться, еще один военнослужащий — резервист Авраам Амрам — оказался в плену. 14 марта 1979 года он был возвращен Израилю в обмен на 70 палестинских заключенных. Среди них были и боевики организации «Черный сентябрь», которые 8 мая 1972 года захватили самолет бельгийской авиакомпании «Сабена», направлявшийся из Брюсселя в Тель-Авив.

23 ноября 1983-го Израиль освободил 4765 заключенных в обмен на шестерых израильских командос, попавших в ливанский плен годом ранее. 28 июня 1984 года Израиль совершил обмен военнопленными с Сирией. Сделка включала в себя обмен четверых израильских солдат и находившихся в Ливане двоих сотрудников израильского МИДа, которых захватили в плен сирийские военные, на 291 сирийского солдата и 21 сирийского заключенного в израильских тюрьмах. Израиль и Сирия включили в эту сделку и тела погибших солдат.

Через год 21 мая 1985 года состоялся обмен пленными в рамках так называемой «сделки Джибриля», которая вызвала ожесточенные споры в израильском обществе. Террористическая организация под названием «Народный фронт освобождения Палестины — Главное командование» под руководством палестинца Ахмада Джибриля получила 1500 заключенных взамен троих израильских солдат. Среди них был и японец Козо Окамото, боевик организации «Красная армия Японии» —  30 мая 1972 года он вместе с двумя сообщниками открыл огонь в аэропорту  Тель-Авива, что привело к гибели 26 человек.

На протяжении 1990-х Израиль освобождал заключенных в обмен на тела погибших в Ливане израильских солдат. 25 июня 1998 года ливанская шиитская организация «Хизбалла» вернула Израилю тело бойца морского спецназа Итамара Илии. Израиль в ответ освободил из своих тюрем 60 ливанских заключенных и передал «Хизбалле» тела 40 боевиков. Среди них было и тело Хади Насраллы, сына генсека «Хизбаллы» Хасана Насраллы, который погиб в ходе атаки на военнослужащих ЦАХАЛ в Южном Ливане.

29 января 2004 года состоялся обмен полковника запаса Эльханана Танненбаума, оказавшегося в руках у террористов отнюдь не в результате боевых действий. Выйдя в запас и оказавшись в долгах, Танненбаум решил заняться торговлей наркотиками. В 2000 году Танненбаум по поддельному паспорту вылетел из Брюсселя в Объединенные Арабские Эмираты, где и был схвачен иранцами, которые переправили его из ОАЭ в Ливан организации «Хизбалла». После трех лет переговоров «Хизбалла» согласилась обменять его на 401 палестинского заключенного.

Еще один обмен, в котором участвовала эта шиитская организация, был совершен после второй ливанской войны в 2007-м. 16 июля 2008 года в Израиль были переданы тела военнослужащих Эльдада Регева и Эхуда Гольдвассера, захваченных в плен в первый день войны и, по всей вероятности, сразу же убитых боевиками «Хизбаллы». В ответ Израиль освободил одного из самых одиозных ливанских заключенных — друза Самира Кунтара. 22 апреля 1979 года Кунтар, которому было 16 с половиной лет, вместе со своими сообщниками проник на резиновой моторной лодке на территорию Израиля и убил четырех человек: двух полицейских, 28-летнего жителя города Нагария и его четырехлетнюю дочь, разбив ей голову прикладом.

Помимо Гилада Шалита, еще шесть израильских военнослужащих по-прежнему официально считаются попавшими в плен и пропавшими без вести: штурман Рон Арад, чей самолет разбился в Ливане в 1986 году; военнослужащие Цви Федельман, Йехуда Кац и Захария Баумел, о судьбе которых ничего не известно с 1982 года; Гай Хевер, который исчез в 1997 году из своей военной части на Голанских высотах на границе с Сирией, и военнослужащий — друз Маджди Халаби, считающийся пропавшим без вести с 2005 года.