Сирт, родной город Муаммара Каддафи, который до сих пор контролируют лояльные ему силы, «по воле Аллаха будет освобожден в течение этой недели», пообещал глава Переходного национального совета Ливии (ПНС) Мустафа Абдель Джалиль. Осада этого небольшого города с населением около 70 тыс. человек продолжается с 15 сентября. Новая крупномасштабная атака началась в пятницу, 7 октября.
Находящийся на средиземноморском побережье Сирт ливийцы часто называют «сердцем страны, где сходятся ее восток и запад». ПНС не раз подчеркивал, что объявит «о полном освобождении Ливии» и перейдет к формированию постоянных демократических институтов власти только после освобождения Сирта, которое будет означать переход под контроль повстанцев всех портов и гаваней, экспортной дороги для главного богатства страны — нефти.
Нынешнее наступление на Сирт повстанцы предварили основательной артподготовкой: по городу «работали» системы залпового огня, танки, гаубицы, полевые орудия, крупнокалиберные пулеметы. Авиация НАТО била по укрепленным пунктам сил, сохранивших верность Муаммару Каддафи. Те, представленные в основном бойцами элитных бригад свергнутого вождя, отстреливались из минометов, гранатометов и пулеметов, но наибольший урон наступающим, по их признаниям, нанесли снайперы противника. По разным сведениям, повстанцы потеряли до полусотни человек убитыми и свыше двухсот ранеными, несколько раз перегруппировывались и запросили подкрепления.
В итоге войскам ПНС удалось захватить сначала городской университет на южной окраине города, а в последние часы уже в центральных его районах основные очаги сопротивления — госпиталь «Ибн Сина» и центр международных форумов «Уагадугу». Именно в этом окруженном высокими стенами комплексе располагался штаб сил Каддафи, который оттуда координировал действия обороняющихся.
Хотя в начале минувшей недели повстанцы объявили о временном прекращении огня с целью дать мирным жителям покинуть Сирт, возможностью этой воспользовались далеко не все. Причина в том, что большинство горожан принадлежат к одному с Каддафи племени каддафа и опасаются, что повстанцы подвергнут их бессудной расправе — тем более что такие случаи уже бывали. Военнослужащие ПНС допрашивают всех выходящих из города людей и, по словам одного из полевых командиров повстанцев, уже «взяли в плен несколько десятков солдат и наемников диктатора», в том числе «переодетых в белые халаты и пытавшихся ускользнуть под видом медработников».
К ситуации в Сирте вполне применимо определение «гуманитарная катастрофа»: в городе уже более месяца нет электричества и воды, продовольствие на исходе. Больницы переполнены ранеными, причем в том же госпитале «Ибн Сина» допущенные туда повстанцами иностранные корреспонденты увидели из обслуживающего персонала лишь студентов-практикантов и медсестер, а врачи — видимо, все соплеменники Каддафи — бежали.
Где скрывается сам полковник, по-прежнему неизвестно. Повстанцы полагают, что он вместе с самым воинственным из его сыновей — Сейфом аль-Исламом — может находиться в Бани-Валиде, который отбивает атаки ПНС с начала сентября (напомним, что ПНС установил контроль над Триполи в третьей декаде августа). Информация оттуда идет противоречивая: постанцы то подходят к центру города, то откатываются на окраины.
- Контекст
- Сюжет



