Вчера в лондонском Высоком суде продолжилось рассмотрение дела, которое местная пресса уже окрестила тяжбой года. 65-летний российский олигарх Борис Березовский, чье состояние, по данным журнала Forbes, оценивается в $700 млн, требует от 44-летнего Романа Абрамовича (состояние, по данным из того же источника, составляет $13,4 млрд) $5,564 млрд. Эта сумма должна послужить компенсацией за проданные им «под давлением» Абрамовича российские активы.
Зал 26, где проходят слушания, больше напоминает пресс-центр, чем комнату судебных заседаний. Отличие лишь в том, что за рядами ноутбуков, на которые передается стенограмма выступления, сидят не журналисты, а судебные клерки и представители сторон. Лицом к ним на возвышении, также перед компьютером, сидит судья. Прессе ноутбуки пристроить некуда и приходится записывать услышанное в блокнотики.
Слушания проходят в открытом режиме: чтобы попасть в зал, надо лишь пройти через металлоискатель в холле и подняться на третий этаж этого вполне современного здания неподалеку от знаменитой Флит-стрит. Правда, присесть в самом зале непросто — для публики отведены лишь два ряда стульев у задней стенки, и все они были сегодня заполнены журналистами.
В отличие от первого дня заседаний, когда в суд пришли и истец, и ответчик, Роман Абрамович вчера в зале так и не появился. Борис Березовский присутствовал: скромно сидел в третьем ряду, затерявшись среди юристов своей команды. Опальный олигарх, получивший в 2003-м политическое убежище, внимательно слушал многочасовое выступление представителя Романа Абрамовича Джонатана Сампшэна, опровергавшего доводы Березовского.
Суть претензий Березовского сводится к тому, что в 2000–2003 годах его и его делового партнера Бадри Патаркацишвили, по сути, вынудили продать Абрамовичу принадлежавшие им активы по заниженной цене. Среди них 43% акций «Сибнефти», на возможность «экспроприации» которых Абрамович якобы намекал Березовскому на нескольких встречах в 2000–2001 годах. В итоге Березовский получил за свой пакет $1,3 млрд, а в 2005 году «Газпром» купил «Сибнефть» уже за $13,1 млрд.
«Если бы не угрозы, Березовский не продал бы свои акции, по крайней мере, по назначенной (Абрамовичем) цене», — сказано в иске. Березовский также заявляет, что продажа пакета акций телеканала ОРТ была условием освобождения из-под стражи его компаньона — бывшего первого заместителя гендиректора авиакомпании «Аэрофлот» Николая Глушкова, который провел в заключении около четырех лет.
Адвокат Абрамовича Джонатан Сампшэн заявил, что Березовский в одном из радиоинтервью выразил желание продать акции ОРТ в тот самый день, когда Глушков был арестован. Кроме того, продолжил адвокат, к тому моменту государство уже владело 51% акций телеканала, и акции Березовского для контроля над ОРТ ему были не нужны.
Адвокат выразил сомнение в том, что Абрамович мог в 2000 году угрожать Березовскому относительно «Сибнефти». В те времена, сказал Сампшэн, Борис Березовский был крайне влиятельным человеком и входил в ближайшее окружение Путина, поскольку еще недавно финансировал его президентскую кампанию. Защитник Абрамовича даже вызвал смех в зале, заявив, что Березовский путает факты, касающиеся встреч, на которых обсуждалась «Сибнефть».
Борис Березовский выслушал аргументы защиты спокойно, хотя было заметно, что многие утверждения адвоката ответчика удовольствия у него явно не вызвали.
Дело «Березовский против Абрамовича» ведут два судьи — Элизабет Глостер и Майкл Манн. Как ожидается, Роман Абрамович выступит на процессе не раньше ноября, а в общей сложности слушания продлятся не менее 16 недель. В британском правовом сообществе не исключают, что дело затянется еще больше и дойдет до Верховного суда Великобритании.
Вчера в лондонском Высоком суде продолжилось рассмотрение дела, которое местная пресса уже окрестила тяжбой года. 65-летний российский олигарх Борис Березовский, чье состояние, по данным журнала Forbes, оценивается в $700 млн, требует от 44-летнего Романа Абрамовича (состояние, по данным из того же источника, составляет $13,4 млрд) $5,564 млрд. Эта сумма должна послужить компенсацией за проданные...



