11 сентября 2001 года. Случайные пешеходы убегают с места взрывов. Когда в 2011 году власти США объявили о том, что Бен-Ладен - глава «Аль-Каиды» - убит, на эти же улицы вышли люди с американскими флагами, чтобы отпраздновать это событие
Десять лет назад Америка вступила в новую эпоху - эпоху бдительности и постоянной готовности к терактам. Сказать, что страна все эти годы прожила в страхе, будет неверным. Скорее, американцы усвоили урок и со свойственной им параноидальностью начали окапываться. Теперь летящих в США пассажиров ждет обязательный тщательный досмотр, а порой и обыск. Внутренние перелеты тоже предполагают непременное прохождение заветных «рамок», модели которых, совершенствуясь с годами, превратились в раздевающие донага сканеры. На улицах стало больше полиции, в общественном транспорте - призывов к бдительности. В то же время терроризм дал толчок развитию тех видов бизнеса, которые сумели расценить озабоченность безопасностью как почву для больших заработков.
Частный сектор наравне с государством отреагировал на желание людей быть более защищенными: в США появился спрос на так называемое «контртеррористическое консультирование». По всей стране открылись сотни, если не тысячи фирм, где частные лица и сотрудники компаний и госучреждений постигают правила поведения при терактах и узнают, как можно снизить вероятность попадания в чрезвычайную ситуацию. Главными наставниками выступают вышедшие на пенсию сотрудники спецслужб и полицейские.
«До 9/11 наша компания была небольшой фирмой, которая проводила тренинги для инкассаторов и сотрудников охранных предприятий. Мы учили людей наблюдать за окружающей ситуацией и реагировать на ее изменение. После терактов мы решили попробовать новое направление - подготовку «гражданских» к чрезвычайными ситуациям. Я разыскал коллегу, работавшего в контртеррористическом подразделении, и попросил его придумать новый обучающий курс. Так мы расширили бизнес», - говорит Пол Шнайдер, ветеран Секретной службы и совладелец консалтинговой компании CTET, офис которой находится в штате Виргиния.
Выйдя в отставку, Шнайдер понял, что время для покупки дома во Флориде и катера для рыбалки еще не настало. Вместе со своим бывшим партнером, также отставным сотрудником Секретной службы, он зарегистрировал компанию, которая обучала инкассатаров мерам безопасности и приносила стабильный доход.
«Мы поняли, что наш опыт востребован, через полгода после терактов. Именно тогда мы закончили разработку новой контреррористической программы и представили ее в виде готовой услуги. Нам удалось сразу получить трех клиентов - это были небольшие компании, офисы которых располагались в Рослине, деловом пригороде Вашингтона. Теперь контеррористическое консультирование - наш основной вид бизнеса. У нас есть расширенная программа и штат из 20 специалистов, еще 15 человек мы привлекаем по контрактам на время большой загрузки», - рассказал Шнайдер.
Его компания не учит людей стрелять, драться или прыгать с парашютом. Преподаватели, в основном бывшие сотрудники полиции и пожарные, рассказывают что делать при землетрясении, пожаре, взрыве, учат пользоваться перевязочным материалом, рассказывают о том, какие лекарства и средства первой помощи следует держать в аптечке на работе.
«Люди знают, что в ящике стола им нужно держать «Аспирин» и «Тайленол», но им невдомек, что туда следует положить литровую бутылку воды, фонарик, пару шоколадных батончиков и противогаз. Они, конечно, не смогут противостоять террористам, но будут в состоянии спасти свои жизни, если их офис окажется мишенью террористов или просто в нем случится ЧП», - говорит Шнайдер.
Цель тренингов - научить людей не паниковать в чрезвычайных ситуациях. Офисные работники в деловых костюмах по команде тренируются надевать противогазы, после чего пытаются на ощупь добраться до пожарного выхода.
Непосредственно с терроризмом связан курс, включающий лекции о том, как распознавать подозрительные предметаы и что с ними делать, как определять людей, от которых исходит потенциальная угроза, и что делать в случае, если человек оказался в заложниках. Учащиеся получают самые стандартные советы: не делать резких движений, не смотреть террористам в глаза и не переспрашивать их, когда они что-то требуют от заложников. «У нас не школа суперменов, говорит Шнайдер. - Наша задача - объяснить, что «герои-одиночки» бывают только в кино, и попытка обезвредить террористов самостоятельно в большинстве случаев окончится печально»
Каждый курс длится от недели до месяца, одним достаточно просто научиться надевать противогаз и организованно покидать офис, а другие хотят знать, о том, как помочь покинуть зону бедствия раненным коллегам. По словам Шнайдер, стоимость обучения зависит от длительности и сожержания курса, а также от числа «студентов». Компания принимает только корпоративные заказы. Шнайдер считает, что эффективнее готовить не отдельных людей, а коллективы, хотя и не исключил, что каждому американцу полезно пройти подобный курс.
«За время работы нашей программы, наш доход увеличился вчетверо, сейчас мы уже не малый бизнес, а достаточно средний. Спрос на услуги не зависит от времени года, на него влияет лишь террористическая опасность», - отмечает совладелец компании.
Он подумывает об открытии второго офиса в пригородах Нью-Йорка, где, по его словам, он мог бы надеяться на увеличение числа клиентов за счет сотрудников охранных структур.
После терактов 11 сентября 2001 года частные охранные предприятия стали чаще привлекаться для охраны объектов, за которыми ранее наблюдала полиция. Это связано с тем, что частные охранники могут находиться на месте постоянно или патрулировать объект чаще, чем полицейские. Государство, включая оборонные структуры, переходит на работу с подрядчиками, в том числе, в вопросах охраны. Подрядчики охраняют объекты и военные базы США в Ираке и Афганистане, полигоны и базы на территории США.
«Это дает нам большие возможности. Мы теперь можем сосредоточить наши не очень обширные силы на расследовании и профилактике, передав функции пресечения контракторам», - рассказал высокопоставленный сотрудник главного аппарата полиции штата Мэриленд, попросивший называть его вымышленным именем Джон Смит.
Новой схемой обеспечения безопасности довольны и бизнесмены, и простые граждане. В одной из школ округа Принц Джордж (штат Мэриленд) частная охрана появилась через несколько месяцев после терактов 11 сентября. По словам представителя администрации школы Лоры Рабин, инициатива о выделении школам охраны исходила от властей штата, а те, в свою очередь, уполномочили власти округа и окружной школьный совет заключить договор с охранной фирмой.
«Мы, учителя и администрация школы, периодически участвуем в тренингах по действиям в чрезвычайных ситуациях. Это полезно и необходимо, ведь мы отвечаем за детей, которые у нас учатся... », - сказала Рабин.
По ее словам, занятия для педагогов проводят как полицейские, так и консультанты компаний, которые сотрудничают с окружными властями. Это, по ее словам, позволяет почувствовать уверенность в своих силах и выработать навыки поведения в экстремальных ситуациях, когда «времени на размышления - куда бежать и что делать - не будет».
- Контекст





