С минувшей субботы на проспекте Руставели в Тбилиси не прекращаются ежедневные акции грузинской общественности. Представители НПО, интеллигенции, часть студенческого корпуса, правозащитники настаивают на скрупулезном расследовании событий 26 мая, когда при разгоне митинга оппозиции в столице Грузии органы правопорядка применили чрезмерную силу. А экс-премьер Нино Бурджанадзе обещает «бороться против необольшевиков до последнего вздоха».
Представитель руководства оппозиционного «Всенародного собрания Грузии», глава грузинской службы безопасности в 1992–1993 годах Ираклий Батиашвили заявил тбилисской газете «Асавал-дасавали»: «Волну гнева не остановить, президент Михаил Саакашвили сейчас в эйфории, но на деле он сам себе подписал приговор. Если раньше нас поддерживало 15% населения, то после событий 26 мая этот показатель несравненно больше». «Чувство протеста в грузинском обществе будет расти, — полагает экс-президент Эдуард Шеварднадзе. — И рано или поздно на улицы может выйти столько народа, что спецназом это не остановить».
Наиболее масштабной акцией представителей гражданского общества стал митинг молчания 28 мая, когда на главный грузинский проспект вышло от 4 до 5 тыс. человек. «Мы озабочены, мы возмущены тем, что творится в нашей стране. Нет насилию!» — скандировали манифестанты. Среди демонстрантов был и бывший постпред в ООН, лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания. Он заявил, что президент Михаил Саакашвили, говоря о причастности России к грузинским событиям, «пытается использовать фактор внешней угрозы, чтобы ограничить наши гражданские права». Оппозиционеры отвергают любые предположения о порочащих контактах с Москвой.
Между тем власти пообещали наказать тех, кто превысил силу при разгоне митинга оппозиции на проспекте Руставели. «Расследованы будут все обстоятельства случившегося, и будут наказаны полицейские по фактам превышения полномочий, — заявил «МН» первый заместитель председателя парламента Грузии Михаил Мачавариани.
По уточненным данным, во время разгона митинга МВД задержало 105 сторонников оппозиции. В подавляющем большинстве случаев их обвиняют в сопротивлении полиции и приговаривают к штрафам или двухмесячному заключению. Супруг Нино Бурджанадзе генерал Бадри Бицадзе, бывший руководитель пограничной полиции Грузии, скрывается от властей. Именно ему первому в понедельник Главная прокуратура Грузии выдвинула обвинение в создании отрядов для противодействия полиции. Предполагается, что пока местоположение генерала не будет установлено, от семьи потребуют внести залог.
Обвинение генералу Бицадзе предъявлено на основании признательных показаний задержанного 22 мая генерала Гии Учавы, который руководил созданием при «Всенародном собрании» групп «присягнувших». Учава рассказал полиции, что «присягнувших» было 3582, и это было полувоенное формирование под фактическим командованием Бадри Бицадзе, вооруженное древками флагов и щитами. На встречах, по его словам, звучали предложения применять против полиции «коктейли Молотова» и рогатки, стреляющие железными шариками. Лидеры оппозиции говорят, что подтверждения применения ими «коктейлей Молотова» нет, остальное же использовалось только для защиты. Кроме того, МВД Грузии в понедельник сообщило о задержании в 100 км от Тбилиси 24 вооруженных лиц, готовивших провокации вплоть до переворота в «поддержку» оппозиционных акций в стране. По данным правоохранительных органов, этой группой управлял проживающий ныне в России Темури Хачишвили, возглавлявший МВД Грузии в 1992–1993 годах. Задержанные также свидетельствуют против Бадри Бицадзе и признаются, что к руководству данной группы причастны еще и скрывающийся от властей Грузии оппозиционный политик Валерий Гелбахиани, обвиняемый в измене родине бывший комбриг дислоцированной в Аджарии части Роман Думбадзе и другие.
«Задержать саму Бурджанадзе власти не рискнут, но используют ситуацию вокруг супруга как инструмент давления, — сказал «МН» член Клуба независимых экспертов Грузии Ираклий Сесиашвили. — Власти, на мой взгляд, пытаются сказать всему обществу, что не допустят инакомыслия».
- Контекст



