В московском спорткомплексе «Олимпийский» пройдет традиционный теннисный турнир «Кубок Кремля». В этом году в основной сетке соревнований заявлено непривычно мало россиянок: Вера Звонарева, Светлана Кузнецова, Надежда Петрова, Елена Веснина и Ксения Первак. Накануне старта турнира на вопросы «МН» ответила 33-я ракетка мира Надежда ПЕТРОВА.
— С каким настроением вы прилетели в Москву на Кубок Кремля?
— Настроение отличное. Кубок Кремля стоит у нас последним турниром в сезоне, поэтому хочется его хорошо сыграть и завершить год на мажорной ноте. Столько лет я выступала на этом турнире, были хорошие результаты и в одиночке, и в паре, поэтому приехала на него с удовольствием, хочется порадовать своих родителей, знакомых и болельщиков.
— Силы остались на то, чтобы в конце сезона показать свой лучший теннис?
— Силы остались, но я не могу сказать, что нахожусь сейчас в очень хорошей физической форме. На турнире в Пекине я получила небольшую травму ноги и неделю лечилась. Надеюсь, что смогла восстановиться, и травма не помешает мне выступить в полную силу. Зато из-за вынужденного перерыва я сэкономила физические силы.
— Будете играть в обоих разрядах?
— В этот раз, наверное, нет. Я еще пока раздумываю. Иногда бывает так, что до последнего момента у тебя нет партнера и приходится договариваться в последнюю минуту с кем-то, кого увидишь на турнире. У меня здесь нет партнерши, и скорее всего пару я не сыграю.
— Сколько времени планируете пробыть в Москве? Чем занимаетесь помимо тренировок?
— Пробуду я в Москве до конца октября, хочется увидеть всех своих друзей, с родителями немножко побыть вне соревновательной обстановки. Конечно, в Москве очень сложно сделать за один день несколько дел из-за сумасшедших пробок, поэтому пока я сохраняю силы на тренировки. Отдыхала пару дней, совершала прогулки с мамой по Измайловскому парку, а так в основном находилась дома, смотрела российское телевидение, чего я лишена за рубежом. А когда турнир пройдет, все напряжение спадет, можно будет расслабиться, забыть о теннисе и провести время в свое удовольствие.
— У вас был непростой сезон из-за болезни. Было в нем что-то позитивное?
— Если честно, позитивных моментов в этом году у меня мало. Сезон провела без тренера, со спарринг-партнером. Болезнь застала меня врасплох, где-то шесть недель я восстанавливалась, не могла тренироваться, только через силу пыталась выступать на некоторых турнирах, где была заявлена заранее. Потеряла всю физическую подготовку и рейтинговые очки, поскольку не подтвердила свои прошлогодние результаты на турнирах в Европе на земле. Как следствие, потеряла позиции в рейтинге, и потом наверстывать это было уже сложно. Из-за того, что рейтинг снизился, в американской серии турниров мне не везло с сеткой, с первых кругов я попадала на сложных игроков. Но несмотря на то что был обидный проигрыш на US Open Саманте Стосур, которая потом выиграла турнир, в паре мы с Машей Кириленко дошли до финала. Мы собираемся с ней вместе играть в следующем сезоне.
— Рейтингу придаете значение? Расстроились, что опустились из первой десятки на 33-ю строчку?
— Конечно, обидно, потому что я провела восемь лет в двадцатке, несколько лет — в десятке. Но особо я не расстроилась, я смотрю уже в будущее. Если я хорошо сыграю в следующем сезоне, то мой рейтинг опять пойдет вверх, так как у меня очень много турниров, где мне вообще не надо подтверждать никаких очков, все пойдет мне в плюс.
— Вы уже много лет в теннисе. Как думаете, пик формы у вас пройден или все-таки еще реально вернуться в первую десятку?
— Я думаю, вернуться в десятку — реально. От возраста это не зависит, это зависит от желания, искорки. Когда есть мотивация, можно добиться чего угодно. Но с возрастом игроку тяжело в одиночку себя стимулировать. Очень важна команда, тренер, чтобы вместе идти к цели. А так, конечно, все приедается. Столько лет ездишь по одним и тем же турнирам, практически один и тот же график, одни и те же игроки, перелеты, гостиницы. Наступает момент, когда все это жутко надоедает. Но у меня все-таки остается мотивация. Хочется выиграть турнир «Большого шлема». Может быть, не только в одиночке, но и в парном разряде. Кроме того, следующий год олимпийский, мне очень хочется принять участие в Олимпийских играх, завоевать олимпийскую медаль. Если со здоровьем все будет нормально, пару лет я еще точно продержусь.
— Для того чтобы участвовать в Олимпиаде, нужно обязательно сыграть в Кубке федерации. Планируете это сделать?
— Да, это так. И я, конечно, планирую сыграть в Кубке федерации. Сейчас как раз хочу поговорить по этому поводу с Шамилем Тарпищевым (капитаном сборной России. — «МН»). Если команде нужна помощь в этом году в финальном матче в паре, то я готова сыграть. Если нет, то в следующем году России до Олимпиады предстоит провести две встречи, и я надеюсь попасть в сборную.
— Тренера у вас по-прежнему нет?
— Я сейчас рассматриваю разные варианты. В нашей стране хороших специалистов очень мало, и мне сложно кого-то выбрать. Иностранцы у меня уже были, и мне бы очень хотелось русскоговорящего тренера. Но на данный момент подходящей кандидатуры у меня нет. Пока продолжу тренироваться со спарринг-партнером, а дальше посмотрим. Конечно, не хватает пары глаз со стороны. Иной раз просто не можешь за всеми ошибками уследить, можно пропустить какую-нибудь мелочь, но очень важную. Ну бывают моменты, когда у тебя плохое настроение, не хочется тренироваться, и нужно, чтобы кто-то тебя заставил, организовал.
— Наверняка у вас есть интересы помимо тенниса. В будущем видите себя в какой-то другой профессии?
— Теннис оставляет очень большой отпечаток в жизни, и мне хотелось бы передать свои знания дальше. Открыть, может быть, небольшую академию, помогать развиваться новым талантам. Но всерьез я еще об этом не задумывалась. В Москве у нас огромное количество академий, все теннисисты пооткрывали свои школы. Флорида, где я живу сейчас, — это такой штат, где круглый год отличная погода и можно играть в теннис на улице. Я уже привыкла к жизни там, к климату, к людям, мне там уютно, спокойно и комфортно. Со временем, конечно, все это может измениться, когда карьера закончится. Может быть, я проживу в Америке пару лет и вернусь, не знаю. Пока ничего не могу планировать.
— Как думаете, за какими теннисистками будущее? В каком направлении развивается теннис?
— Наверное, за теннисистками с хорошими физическими данными, играющими в мощный, силовой теннис. Сейчас появляется много высоких, сильных девочек, как чешка Петра Квитова, которая выиграла «Уимблдон». Саманта Стосур — силовой игрок с сумасшедшим ударом справа, с мужской подачей. Наша Мария Шарапова выделяется физическими данными. Мне кажется, такие игроки, как Каролин Возняцки, долго не могут продержаться на вершине, потому что им приходится затрачивать столько физических сил на оборону, на каждый матч, что это очень тяжело.
— У вас есть какая-то цель в теннисе, не достигнув которой, не хочется завершать карьеру?
— Хотелось бы уйти из тенниса, выиграв турнир «Большого шлема». В общем, моя цель на ближайшие пару лет — это победа, наверное, на «Ролан Гаррос», потому что это один из моих любимых турниров.
Также в разделе

Коллективное хозяйство
Российские «игровики» снова обрели командный дух- Контекст

