Коррупция в государстве, конечно, вещь не очень приличная. Однако от нее бывает и относительная польза: например, если человеку кровь из носа нужно получить какую-то услугу, а иного способа заставить оказать ее нет. Коррупция в спорте выглядит абсолютным беспримесным злом, поскольку противоречит самой природе спортивного состязания как честного и открытого выявления сильнейшего по четким правилам.
В Баку стартовал чемпионат мира по боксу. Этот турнир, четвертьфиналисты которого в каждой весовой категории получают путевки на Олимпиаду-2012 в Лондон, проходит на фоне забавного, на мой вкус, скандала. По версии Би-би-си, Международная федерация любительского бокса (AİBA) получила от неких тайных инвесторов $9 млн. И сумма эта якобы была получена «под залог» двух золотых медалей для сборной Азербайджана на лондонской Олимпиаде. В скандале фигурирует имя «азербайджанского Шойгу» — главы МЧС и по совместительству президента Азербайджанской федерации бокса, а также его помощника, которые вроде бы участвовали в заключении сделки. Азербайджанская федерация бокса, естественно, отвергла обвинения. Глава AİBA Чинг-Куо Ву факт получения денег признал, но сказал, что это была обычная спонсорская помощь без взаимных обязательств.
Не уверен, что скандал получит развитие, но он только усиливает позиции тех, кто давно предлагает исключить бокс из олимпийской программы из-за необъективности судейства и постоянных закулисных интриг. Тем более что популярность любительского бокса все равно уступает профессиональному, тоже одному из самых грязных, с точки зрения персонажей, которые занимаются организацией боев, видов спорта.
В связи с этой историей я вспомнил некогда громкий скандал вокруг обвинений в попытке подкупа судей в фигурном катании на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити «авторитетным» предпринимателем Алимжаном Тохтахуновым, более известным под ником Тайванчик. Американские правоохранительные органы заподозрили его в том, что в сговоре с другими лицами он «путем подкупа судей» и шантажа организовал обмен, при котором французский судья голосует за российскую пару в парном катании, а российский судья за это поддерживает французскую пару в спортивных танцах на льду.
В итоге так и случилось. Тохтахунов даже был арестован в Италии и провел некоторое время за решеткой. Тогда появился анекдот. Итальянские следователи разговаривают об итогах допроса Тайванчика, и один говорит другому: «Марио, я узнал, что, оказывается, у русских «отбросить коньки» не значит уйти из фигурного катания». После этого разбирательства последовали громкие отставки в Международном союзе конькобежцев (ИСУ) и дисквалификация ставшей нарицательным символом коррупции в спорте французской судьи Мари-Рен Ле Гунь. Она то признавала факт шантажа со стороны якобы подкупленных чиновников ИСУ, то говорила, что обвиняла их в состоянии «аффекта». В любом случае осадок остался.
Тема возможного подкупа высоких международных спортивных чиновников всплывала и в прошлом году, когда ФИФА отдала проведение чемпионатов мира по футболу-2018 и 2022 соответственно России и Катару. Доказать ничего не удалось. В таких случаях вообще очень трудно что-нибудь доказать, особенно если дело касается первых лиц. Но каждый подобный скандал словно нож в сердце спорта как вида человеческой деятельности и как части нашей жизни.
Иногда люди, которые вольно или невольно противостоят коррупции в спорте, становятся настоящими героями, хотя и страдают за свои поступки. Мне рассказывали трагикомический случай, который произошел в одной из низших лиг чемпионата Узбекистана. Руководители двух команд договорились, что матч завершится результативной ничьей: у одной из них никаких турнирных задач уже не было, а другой ничья позволяла сохранить место в лиге.
Игроков той команды, для которой матч ничего не решал, предупредили в раздевалке: мол, так и так, играете результативную ничью и получаете премиальные от команды-соперницы. А вратарь в этот момент куда-то отошел и разговора не слышал. В итоге при счете 3:2 в пользу своей команды в «договорняке», который должен был закончиться 3:3, вратарь отбил пенальти и парочку выходов один в один. За что после матча не только не получил благодарности от партнеров, но едва не был побит — команда лишилась обещанных шальных денег.
Очищение спорта от малейших подозрений в коррупции — это задача спасения самой его сути. Понятно, что дух бескорыстного соперничества не вернешь, ведь речь идет о растущей индустрии больших денег и больших амбиций. Но даже «корыстное» соперничество должно быть чистым. Атлеты, рискующие здоровьем (со здоровым образом жизни у спорта высоких достижений все меньше общего), имеют право зарабатывать достойные деньги. Но никто не имеет права покупать победу или право проведения главных соревнований. То, что в бизнесе называется недобросовестной конкуренцией, в спорте просто уничтожает сам смысл его существования.
Поэтому как болельщик я продолжаю, может и наивно, надеяться, что Российский футбольный союз все-таки займется проблемой договорных матчей в нашем футболе. Что российский спорт станет первой сферой российской жизни, где борьба с коррупцией закончится ее поражением. Что «отбросить коньки» будет означать уход из фигурного катания, шорт-трека или конькобежного спорта — и ничего больше.
Также в разделе

