Олимпийский чемпион Максим ОПАЛЕВ переживает трудный период. После возвращения в спорт в начале 2010 года ему пока не удается восстановиться до былых кондиций. Вот и на завершившемся на прошлой неделе чемпионате Европы Опалев выступил только на одной дистанции — 1000 м, в финале которой занял последнее место. В интервью «МН» 32-летний россиянин рассказал о своей мотивации оставаться в большом спорте.
— Чем объяснить ваш провал на чемпионате Европы?
— Сразу скажу, что никакой трагедии не произошло, не стоит слишком нагнетать. На турнир я попал по спортивному принципу, выиграв отбор на весеннем Кубке России в Краснодаре. В силу ряда причин, определенной специфики нашего вида спорта на чемпионате Европы занял только девятое место.
— Что за «специфика»?
— Честно, я бы не хотел заострять на этом внимание, чтобы это не выглядело оправданием. Есть результат, он очевидно неудачный. Наверняка были определенные просчеты в подготовке, к тому же на турнир я вышел под нагрузкой, не восстановившись до конца. Но жизнь на этом не заканчивается, надо внести коррективы и идти дальше. Уже 13 июля в Крылатском начнется чемпионат России, в котором я выступлю на обеих олимпийских дистанциях мужского каноэ— 200 м и 1000 м. Условие простое: поехать на августовский чемпионат мира можно будет только в случае победы, призовые места не в счет.
— Если первое место занять не удастся, придется остаться без чемпионата мира?
— Нет, почему? Тогда я не смогу стартовать только на олимпийских личных дистанциях, но есть же еще неолимпийские каноэ-четверка или эстафета. Скажем, на прошлогоднем чемпионате Европы я выиграл золотую медаль как раз в четверке.
— То есть опять же никакой трагедии не будет?
— Я научился философски относиться к своим результатам. Наверное, с моими титулами, заработанными за 15 последних лет, я могу себе это позволить. Знаю, что очень большая конкуренция будет на 200-метровке— там вся первая тройка вполне могла бы в таком же составе стоять на подиуме чемпионата мира. На 1000 м будет чуть полегче— уровень соперничества в России на этой дистанции объективно ниже.
— Жалеете, что из олимпийской программы убрали вашу коронную дистанцию 500 м, на которой вы выиграли Олимпиаду и пять чемпионатов мира?
— Конечно, лично для меня это не лучшее решение. Большую часть карьеры мне удавались короткие дистанции — 200 м и 500 м. Но в разное время были победы и медали и на 1000-метровке. Собственно, не вижу смысла это обсуждать — выбирать не приходится, надо просто адаптироваться к обстоятельствам.
— Сейчас ваши амбиции в чем заключаются? Непременно выиграть золотую медаль в Лондоне или просто получить удовольствие от самого процесса соревнования?
— Неправильно говорить, что я уже не хочу чего-то добиться. Да, конкуренция растет с каждым годом. Основная задача— найти в себе мотивацию и оставаться конкурентоспособным даже спустя полтора десятка лет во взрослом спорте. Это тяжело, поскольку в своей профессии, как уже говорил, я добился практически всего.
— Как тогда удается эту мотивацию находить и поддерживать?
— Мне интересно продолжать жить в этом спортивном мире, постоянно преодолевать себя, ставить новые цели. Силы тренироваться по шесть-восемь часов в день все еще есть. В данный момент основной вызов— это Олимпиада в Лондоне. Она будет для меня четвертой. Хочу туда отобраться и достойно выступить.
— Главный вопрос: для вас сегодняшнего «достойно»— это как?
— Ну что вы хотите от меня услышать? Если я сейчас заявлю, что непременно выиграю золотую медаль, то из моих уст это будет звучать нелепо. Можно сколько угодно загадывать и предполагать, но лучше идти к цели шаг за шагом. «Золото» в Пекине я так и получил— сначала прошел отбор на чемпионате России, потом пробился в финальный олимпийский заезд и наконец был быстрее всех там. Но если бы мне буквально за полтора месяца до этого сказали, что я стану олимпийским чемпионом, не поверил бы. Просто потому что в какой-то момент потерял веру даже в то, что смогу пробиться в олимпийскую команду, не говоря уж о золотой медали Игр.
— За полтора года после возвращения не было ни одного момента, когда пожалели о своем решении? Работали бы сейчас помощником губернатора Волгоградской области, да и в местном спорткомитете постепенно поднимались бы по служебной лестнице.
— Да вроде нет, не жалел. Считаю, что вернулся достаточно удачно — в первый же сезон стал чемпионом Европы, на чемпионате мира попал в первую шестерку. Разумеется, за эти полтора года простоя было много упущено, кабинетная работа сказалась на физической форме. Сейчас возвращаюсь в свой привычный ритм жизни, восстанавливаю позабытые навыки. Тренируюсь в прежнем режиме, возраст особо не сказывается. Да и основные старты, ради которых я возвращался, еще впереди.
— Лондон, я так понимаю, все-таки станет последним из них в вашей карьере?
— Не готов так сказать. В данный момент не вижу особых причин заканчивать. Я счастливый человек, занимаюсь любимым делом, до сих пор получаю от него удовольствие. Если такое состояние сохранится, вполне может быть, что постараюсь дотянуть и до Олимпиады в Рио-де-Жанейро 2016 года.
— Насколько я знаю, финансовых проблем с продолжением карьеры точно не должно возникнуть— федерация гребли выделяет в сумме до нескольких миллионов рублей на специальные гранты наиболее отличившимся в сезоне?
— Как раз это вопрос второстепенный. Наш вид спорта сейчас действительно обретает вторую жизнь, и в том числе благодаря действиям нового руководства федерации. Буду признателен, если вы найдете возможность об этом упомянуть, поскольку это правда. Полностью реконструирована и отдана в нашу собственность база в знаменитом месте— Сынтульском озере в Рязанской области. Теперь там будет круглогодичный центр подготовки гребцов. Планируется капитальный ремонт олимпийского гребного канала в Крылатском— на нем в 2014 году впервые в российской истории пройдет чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ. При таких новостях мне и самому интересно продолжать гоняться как можно дольше.
Также в разделе


