Организаторы 10-го Международного авиационно-космического салона (МАКС-2011), завершившегося в подмосковном Жуковском, решили в этом году в максимальной степени продемонстрировать новизну отечественной военной авиатехники.
Привычные Су-24, МиГ-29, Су-27, Ми-24 из экспозиции исчезли. Зато была представлена новая техника, которая уже начала поступать на вооружение российских ВВС. Пока этих самолетов и вертолетов — Су-25СМ, Су-30 в двух вариантах (российском Су-30М2 и экспортном Су-30МК), Су-34, Су-35, Ми-28, А-50У, Як-130 — очень мало. Как правило, не больше десяти машин каждого типа. Тем не менее еще два года назад их не было в войсках вообще. Впрочем, на принципиальный вопрос, способен ли наш ВПК развернуть массовое производство авиатехники, ответа по-прежнему нет.
Из всех новых машин больше всего у нас сейчас МиГ-29СМТ — более 30. Но это только потому, что от них отказался Алжир, а самолеты уже были сделаны. А вот, например, ударных вертолетов Ка-52 в строевую часть под Владивостоком поступило всего четыре штуки.
На МАКСе были представлены две новые ракеты: ракета класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД и модульная ракета класса «воздух-поверхность» малой дальности Х-38М. Впервые появился контейнерный вариант крылатой ракеты Club-K. Ее можно скрытно размещать на гражданских судах-контейнеровозах и в автомобилях-трейлерах. Показали и «родственницу» Club-K — российско-индийскую ракету «Брамос». Она была скромно охарактеризована как «лучшая сверхзвуковая крылатая ракета в мире» (что правда). Но, хотя ракета и совместная, на вооружение она поступает только в Индии.
В летной программе МАКСа, как обычно, блистали «Стрижи» и «Русские витязи». Был представлен и американский истребитель F-15Е. Два боевых самолета были показаны только в воздухе (на стоянке их не демонстрировали) — французский истребитель «Рафаль» и «звезда салона» российский истребитель пятого поколения Т-50, проходящий сейчас летные испытания.
Именно потому, что машина находится еще в стадии испытаний, Т-50 показал «всего лишь» традиционный высший пилотаж. Так же как и F-15Е с «Рафаль», но они показывали обычный высший пилотаж по другой причине — сделать «кобру», «колокол», «хук» и другие элементы сверхпилотажа они просто не способны. Эти фигуры остаются монополией МиГ-29, Су-27 и их «наследников» (МиГ-29ОВТ, МиГ-35, Су-35), что и было в очередной раз продемонстрировано на МАКСе.
Уже много лет идет дискуссия о пользе сверхманевренности наших истребителей. Скептики считают, что сложный пилотаж не способны освоить строевые летчики, он невозможен на самолетах с полной боевой нагрузкой, потому что меняются вес и центровка машины. Кроме того, от «кобры», например, в воздушном бою нет никакой пользы, кроме вреда: сделавший ее самолет будет немедленно сбит. Наконец, в дальнем ракетном бою за пределами визуальной видимости сверхманевренность вообще не имеет значения. В таком бою мы проигрываем западным машинам из-за худших параметров наших радиолокационных средств.
С другой стороны, последние модели американских истребителей — F/А-18Е и F-22 — тоже научились делать «кобру». Американцы заинтересовались сверхманевренностью, потому что новейшие истребители стали «невидимками» и работа собственных радаров их демаскирует. В итоге может произойти возвращение к временам Вьетнамской войны — доминирующим станет ближний маневренный воздушный бой с применением ракет малой дальности и пушек. И здесь сверхманевренность может оказаться решающим фактором достижения победы.
Получается интересная вещь: наши конструкторы делали свои истребители сверхманевренными потому, что у них лучше всего получалось именно это, а у американцев лучше шла невидимость. В итоге оказалось, что наши были провидцами. Но если американцы потянулись к сверхманевренности, то наши — к невидимости. Т-50 стал первым российским самолетом, претендующим на реализацию технологии «стелс». Противоположности сходятся.
Впрочем, здесь есть еще одна фундаментальная проблема. Не исключено, что мы вслед за американцами придем в тупик. Истребители пятого поколения оказываются непомерно дорогими. При этом не факт, что их боевая эффективность так же высока, как и их цена. Вполне вероятно, что будущее за беспилотной авиацией (БПЛА).
А вот здесь мы чрезвычайно сильно отстаем от всех передовых стран. МАКС-2011 это лишь подтвердил. Больше всего беспилотников на выставке представил Израиль, на втором месте оказалась… Белоруссия! Наши же немногочисленные БПЛА разрабатываются отдельными фирмами в инициативном порядке. И это грозит нам полным и окончательным выпадением из военного мейнстрима. Причем наше военно-политическое руководство даже не поймет, что Россия выпала из мейнстрима. Пока нам не объяснят это на практике. Как в июне 41-го.
Организаторы 10-го Международного авиационно-космического салона (МАКС-2011), завершившегося в подмосковном Жуковском, решили в этом году в максимальной степени продемонстрировать новизну отечественной военной авиатехники.
