Рубрика: Мнения

Города сворачиваются, но растут вверх

В США активно застраиваются и заселяются центральные районы городов
Ричард Реджистер

Ричард Реджистер

Добро пожаловать в здоровые компактные города! До сих пор в Америке городские агломерации росли за счет сельской местности. Этот процесс, по-видимому, достиг поворотного момента. Урбанизации способствовала политика американских властей после второй мировой вой­ны: субсидии семьям на покупку собственных домов, масштабное строительство автомагистралей и крайне низкие цены на бензин. В последующие десятилетия города разрослись еще больше. Например, в Калифорнии — вплоть до предгорий Сьерра-Невады
 

Добро пожаловать в здоровые компактные города! До сих пор в Америке городские агломерации росли за счет сельской местности. Этот процесс, по-видимому, достиг поворотного момента. Урбанизации способствовала политика американских властей после второй мировой вой­ны: субсидии семьям на покупку собственных домов, масштабное строительство автомагистралей и крайне низкие цены на бензин. В последующие десятилетия города разрослись еще больше. Например, в Калифорнии — вплоть до предгорий Сьерра-Невады.

Теперь процесс идет в обратном направлении: активно застраиваются и заселяются центральные районы. В результате города сжимаются. По иронии судьбы в США эта перемена произошла как раз тогда, когда автоконцерны стали отказываться от местной рабочей силы и нанимать дешевых работников за рубежом. Когда-то именно автомобили превратили города в гигантские агломерации, которые заняли огромные пространства и разбухли из-за автомагистралей. Изменениям способствовал упадок промышленности в северных штатах США, последняя рецессия их только ускорит, как и неизбежный рост цен на нефть…

Поезжайте в какой-нибудь из заброшенных пригородов — повсюду сорняки, обвившие дверные решетки; дворы с дорогами, заросшие высокой травой, и паутина в темных углах.

Жители сжимающихся «городов-призраков», естественно, считают эти болезненные изменения катастрофой, которую нужно предотвратить. Но я думаю, что процесс свертывания городов открывает и новые возможности. Это и восстановление сельскохозяйственных и природных земель, которые вообще нельзя было застраивать. И шанс создать в правильных местах правильную инфраструктуру.

У нас появилась возможность применить все знания о городах, накопленные за последние 60 лет. Я слышал, как великий архитектор-урбанист Паоло Солери еще в 1965 году рассказывал о преимуществах компактного города, спроектированного для пешеходов. То есть для людей — в противовес беспорядочно разросшимся, бездушным спальным районам, которые строятся для машин. Я серьезно отнесся к его словам.

Появление агломераций с их неэффективной, рассредоточенной системой инженерных коммуникаций и дорог, простирающихся до горизонта, стало возможным только благодаря искусственному сдерживанию цен на энергоресурсы. При этом мегаполис занимает гораздо больше места, чем заняли бы несколько компактных городов с такими же жилыми домами и прочими зданиями. К тому же жители компактного города могут добраться пешком или на велосипеде практически куда угодно. Компактный город в представлении Солери больше похож на европейские города, чем на агломерации, расползшиеся по всей Америке.

Вместо автомобиля основным видом транспорта в таком городе должны стать трамваи и лифты.

Если нам удастся воплотить разнообразные проекты компактных городов, вполне может статься, что новые районы будут потреблять примерно в десять раз меньше энергии (исключительно из возобновляемых источников) и занимать в пять раз меньше места, чем агломерация с таким же населением. При этом и природа, и сельскохозяйственные земли будут в самой непосредственной близости от горожан. Воспользуйтесь эскалатором или лифтом — и всего через несколько минут пешеходной или велосипедной прогулки вы окажетесь за городом.

Я убежден, что рестораны, магазины, променады с фантастическими видами и сады на крышах можно соединить с помощью мостов между верхними этажами домов над оживленными пешеходными улицами. Организовать это будет легко, если мы перестанем строить города, которые бесконечно расширяются из-за новых транспортных развязок стоимостью сотни миллионов долларов каждая, парковок и автодорог. Одним словом, территориально город должен стать меньше. Но это возможно лишь в том случае, если мы откажемся от двухмерной планировки, подогнанной под автомобили. И начнем строить трехмерные города с учетом человеческих пропорций. Новые города должны расти вверх, а не вширь.

Статья опубликована на сайте McKinsey — What matters.