Рубрика: Academia / История

Соединились, но не забыли

Сто пятьдесят лет назад началась Гражданская война в США
Федеративные войска атакуют конфедератов

Федеративные войска атакуют конфедератов

Согласно привычным представлениям о Гражданской войне в США, она разгорелась из-за сопротивления южных штатов отмене рабства. Однако основной причиной конфликта был вопрос не о рабах, а о праве штатов на выход из федерации. Не случайно сам Авраам Линкольн уже в ходе войны называл своей первостепенной задачей «спасти союз, а не сохранить или уничтожить рабство». И лишь через полтора года после начала конфликта президент США издал «Прокламацию об отмене рабства»— не столько из идеологических соображений, сколько из желания получить «пятую колонну» в тылу врага и заручиться поддержкой международного сообщества
 

Согласно привычным представлениям о Гражданской войне в США, она разгорелась из-за сопротивления южных штатов отмене рабства. Однако основной причиной конфликта был вопрос не о рабах, а о праве штатов на выход из федерации. Не случайно сам Авраам Линкольн уже в ходе войны называл своей первостепенной задачей «спасти союз, а не сохранить или уничтожить рабство». И лишь через полтора года после начала конфликта президент США издал «Прокламацию об отмене рабства» — не столько из идеологических соображений, сколько из желания получить «пятую колонну» в тылу врага и заручиться поддержкой международного сообщества.

У войны Севера и Юга были и экономические предпосылки. Их пути в экономике разошлись. Если Север сделал ставку на промышленность и фермерское сельское хозяйство, то основой благосостояния южных штатов были табачные и хлопковые плантации, на которых широко применялся труд чернокожих невольников: каждый четвертый белый житель южных штатов был рабовладельцем. При этом обе части страны нуждались друг в друге как в поставщиках и рынках сбыта, а также были равно заинтересованы в дальнейшем расширении территории США. Поэтому до поры до времени политикам удавалось избегать обострения разногласий.

Однако избрание в ноябре 1860 года президентом Авраама Линкольна, известного противника рабства, подтолкнуло южные штаты к окончательному разрыву с северными. Несколько месяцев спустя после избрания Линкольна семь южных штатов объявили о выходе из состава США и образовании Конфедерации.

Блицкриг, который не состоялся

Несмотря на усилия нового президента по мирному разрешению конфликта, Юг был непреклонен. 12 апреля 1861 года артиллерия вооруженных сил Конфедерации южных штатов атаковала верный федеральному правительству форт Самтер в Южной Каролине. Через двое суток форт капитулировал. Потери сражающихся были невелики — двое убитых и девять раненых. Однако именно с этого момента началась самая кровопролитная война в истории США.

После бомбардировки форта Самтер Линкольн объявил южные штаты мятежными, распорядился о наборе добровольцев в армию (позже замененном на воинскую повинность) и отдал приказ о морской блокаде южной части восточного побережья.

Полководцы армии Конфедерации стремились к блицкригу, так как в их распоряжении были лучшие офицерские кадры, а также значительные запасы оружия и боеприпасов. Но все остальные стратегические козыри были на руках у северян: население северных штатов в четыре раза превосходило белое население Юга, там было сосредоточено 70% железных дорог, 81% банковских депозитов и практически вся промышленность.

Помимо ресурсов исход войны предопределила умелая политика Линкольна. Кроме освобождения чернокожих рабов президент добился принятия Гомстед-акта, согласно которому каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга, мог почти бесплатно получить из земель общественного фонда большой надел. Это остановило распространение рабства на западе США и вызвало симпатии части небогатых южан.

Постепенно чаша весов склонялась в сторону северян, а силы южан таяли. 3 июля 1863 года Конфедерация потерпела сразу два сокрушительных поражения: на подступах к Вашингтону закончилась неудачей попытка главнокомандующего южан генерала Роберта Ли овладеть столицей США, а самый прославленный генерал армии северян Улисc Грант установил окончательный контроль над долиной реки Миссисипи, что означало расчленение территории мятежных штатов на две части. После этого «коренного перелома» поражение Юга стало вопросом времени.

9 апреля 1865 года в безнадежной ситуации капитулировал сначала генерал Ли, а спустя месяц было арестовано правительство Конфедерации во главе с ее президентом Джефферсоном Дэвисом. Еще через полтора месяца прекратил сопротивление последний отряд южан.

Война, стоившая Америке более 600 тыс. убитых и умерших от ран, закончилась. Но не закончилось противостояние.

Радикализм против милосердия

Десятки южных городов — в их числе Атланта, Колумбия, Чарлстон — лежали в руинах. Безвластие отдавало население в руки грабителей. В основном это были сбившиеся в шайки бывшие солдаты Конфедерации, хотя и среди победителей нашлись те, кто не брезговал грабежом и насилием.

Свобода не принесла облегчения и многим вчерашним рабам. Они остались без жилья и куска хлеба, и их приходилось направлять в спецлагеря, где каждый четвертый умирал там от болезней и недоедания.

Линкольн еще во время войны издал «Прокламацию об амнистии и реконструкции». Каждый южанин, за исключением гражданских и военных руководителей Конфедерации, получал прощение, принеся присягу верности союзу и согласившись признать законодательство об отмене рабства. Штаты, где не менее 10% избирателей проходили эту процедуру, получали право сформировать собственные органы власти, направить представителей в конгресс и считались возвратившимися в состав США.

Однако президенту пришлось столкнуться с противостоянием радикалов в конгрессе, которые представляли себе послевоенное восстановление государства иначе, чем его глава. Законопроект Уэйда-Дэвиса устанавливал, что южные штаты должны быть переданы под управление военных губернаторов и смогут получить право формировать органы власти лишь после того, как более половины взрослых мужчин принесет присягу на верность союзу. Входить в состав этих органов смогут только те, кто не поддерживал Конфедерацию, а также переехавшие на Юг северяне. Такая схема надолго оставляла побежденных под властью победителей. Линкольн отказался подписать этот документ, но еще долго оставался внутриполитической программой радикальных республиканцев, не желавших «упускать плоды победы».

Будучи убежденным противником рабства, Линкольн тем не менее возражал против его отмены простым законом. По его мнению, такой принципиальный вопрос мог быть решен только путем внесения поправки в конституцию. Борьба за нее стала последним важным делом в его жизни. 14 апреля 1865 года Линкольн был убит. Вместе с ним погибла и его программа восстановления союза «путем милосердия по отношению к каждому и отсутствия вражды по отношению к кому-либо», как он сам ее сформулировал за месяц до смерти.

Реставрация вместо реконструкции

Преемник Линкольна Эндрю Джонсон пытался продолжать его умеренный курс, но не справился с настроением политиков Севера, считавших, что у них пытаются украсть победу.

Действительно, принятые южными штатами законы в отношении бывших рабов (т.н. «черные кодексы») хотя и признавали их свободными, но отказывали в элементарных политических и социальных правах. Джонсон был обвинен в нарушении закона и «пренебрежении конгрессом» и избежал импичмента только потому, что его противникам в сенате не хватило одного голоса. Военное управление все-таки было введено, а возвращение южных штатов в состав союза на мягких условиях отвергнуто конгрессом.

Мало того, что участвовавших в войне на стороне Юга обложили повышенными налогами, так их еще и не допускали в политику. А с Севера тем временем хлынул поток «саквояжников», как презрительно называли бывшие конфедераты нищих авантюристов, отправившихся «на ловлю счастья и чинов». Расцвела коррупция: два президентских срока сменившего Джонсона Улисса Гранта — блестящего генерала, но никудышного политика — остались в памяти как период ее небывалого разгула.

Юг в свою очередь не желал мириться ни с «ограблением», ни с унижением. Бывшие солдаты Конфедерации создали Ку-клукс-клан, терроризировавший чернокожих и белых активистов, устраивали вооруженные бунты, саботировали мероприятия федеральной власти.

С уходом политиков поколения Линкольна сменились настроения и в Вашингтоне. В 1883 году на сторону южан фактически встал Верховный суд, постановивший, что частные лица в отличие от государства имеют право вводить расовые ограничения, когда это касается их собственности. А еще через некоторое время в юридическую практику США вошла концепция «равных, но раздельных прав»: черных заставили учиться отдельно от белых, ездить исключительно в отведенных для них местах в общественном транспорте, занимать специальные места в ресторанах и кафе. В итоге вместо реконструкции на Юге в значительной степени произошла реставрация старых порядков.

Ли сдался, а я нет

Потребовались десятилетия переговоров, небывалое по размаху движение борцов за права чернокожего населения во главе с Мартином Лютером Кингом в 1960-е, прежде чем США смогли стать действительно единым государством, где всем гражданам были предоставлены равные права.

Впрочем, единства нет и поныне. Экстремистские организации афроамериканцев утверждают, что белые ведут против своих черных сограждан скрытую войну, ограничивая их самореализацию. Многие белые, напротив, обвиняют правительство в том, что для афроамериканцев сделано и так предостаточно, а они в массе своей не желают принимать общие для всех правила игры.

По сей день Конфедерация остается для многих американцев символом не столько расизма, сколько борьбы со всевластием прави­тельства.

Главные книги о войне по-преж­нему воспринимаются по-разному: северян раздражает романтизация героев-конфедератов в «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл и фолкнеровская идеализация «старого доброго Юга». Несколько лет назад скандал вызвал псевдодокументальный фильм «Конфедеративные штаты Америки» в жанре «альтернативной истории», действие которого начинается с победы Конфедерации в войне. А в Виргинии, Джорджии и Алабаме все еще популярен лозунг: «Генерал Ли сдался, а я нет!»