Улица Сретенка в Москве. В центре - Сухарева башня (XVII в.). Являлась Сретенскими воротами Земляного города на пересечении Садового кольца и Сретенки. Снесена в 1934 году. Из фондов Музея истории и реконструкции Москвы.
1986
За красоту Сухареву башню, воздвигнутую в 1695 году, называли невестой колокольни Ивана Великого. Архитектор Михаил Чоглоков сумел создать удивительное по красоте и тщательности отделки сооружение. В башне размещалась школа, готовившая офицеров для морского флота. В XVIII веке здесь была открыта первая российская астрономическая обсерватория.
С развитием автомобильного транспорта Сухарева башня стала мешать уличному движению, в 1934 году она была снесена.
Проект восстановления башни одобрен сейчас Союзом архитекторов России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
«МН» №27 от 6 июля
2011
Что нужно сделать, чтобы разработанный 25 лет назад проект воссоздания Сухаревой башни был реализован сегодня, «МН» спросили у москвоведа Рустама Рахматуллина.
Первый вопрос — кто заказчик такого воссоздания. Насколько я помню, 25 лет назад заказчиком выступало Министерство морского флота, то есть были государственные деньги, шедшие через ведомство. Возможность для воссоздания Сухаревой башни была уникальной. Сейчас же заказчика нет.
Второй аспект проблемы — технический. С точки зрения транспортной Сухаревская площадь — перегруженный узел, с появлением Сухаревой башни движение здесь должно быть организовано как-то иначе. Например, сквер, где сейчас стоит камень в память о Сухаревой башне, мог бы стать частью объезда. Другой угол Сретенки, со стороны церкви Троицы в Листах, в последние годы застроен торговым центром. До этого строительства было ощущение, что там зарезервирован участок для организации объезда, теперь, увы, говорить об этом крайне сложно.
Что касается организации радиального движения по Сретенке и проспекту Мира, это еще сложнее. Сухарева башня была Сретенскими воротами Земляного города, то есть запирала улицы. Радиальный тоннель там невозможен, следовательно, при воссоздании башни исчезает сквозное движение Сретенка — проспект Мира.
А в 1930-е годы башня не слишком мешала транспорту. Это было некоторое преувеличение — при тогдашней автомобилизации утверждать, что Сухарева башня представляет транспортную проблему. Транспорт тогда чаще всего становился предлогом для сноса, а не причиной. Какая-нибудь церковь могла всего лишь выступать на тротуар, но все равно говорилось, что она мешает движению транспорта. Нет, ее снесли по идейным соображениям — как один из символов старой Москвы. По этому поводу — редкий случай — Сталин высказался сам. Сказал, что советский народ сумеет выстроить более величественные здания, чем Сухарева башня.
Каковы аргументы в пользу воссоздания?
Фундаменты башни существуют, археологи в этом убедились, и подземный переход, проложенный недавно от метро «Сухаревская» под Садовым кольцом, фундаменты эти обошел. За это пришлось побороться, тем не менее это было сделано. То есть точная привязка к месту исторической Сухаревой башни возможна.
Градостроительное значение башни исключительное. Как пишет москвовед Андрей Балдин, на Сухаревке до сих пор семиэтажная дыра, и это правда.
Существующий закон об архитектурном наследии в исключительных случаях позволяет воссоздавать памятники по решению федерального правительства. Думаю, такой исключительный перечень, очень небольшой, для Москвы мог бы быть составлен. Церковь Успения на Покровке, церковь Никола Большой Крест, Красные ворота, часть Китайгородской стены. И выдающийся памятник нарышкинского стиля Сухарева башня.
Что для этого нужно — политическая воля. Этому нас учит опыт воссоздания храма Христа Спасителя, Казанского собора и Иверских ворот на Красной площади, Красного крыльца Грановитой палаты, двух залов Большого Кремлевского дворца. Если есть политическая воля, все возможно.
- Контекст


