Норвегия постепенно отходит от первого шока после двойного теракта, в котором, по уточненным данным, погибло 76 человек. Андерс Беринг Брейвик, ранее признававший себя ответственным за организацию атак, предстал вчера перед судом. Виновным он себя не считает. Вопрос, которым задаются сегодня во всей Европе,— есть ли у Брейвика сторонники, готовые повторить его поступок. Британский премьер Кэмерон созвал срочное заседание национального совета безопасности, чтобы изучить возможные последствия теракта.
У здания суда Брейвика ждала толпа более тысячи человек. Собравшиеся кричали: «Ты предал нашу страну» и стучали по бронированному автомобилю Mercedes, в котором Брейвика привезли к зданию суда. «Мы хотим показать ему, что это наш город, а не его»,— сказал ВВС один из присутствующих. Два человека пытались напасть на террориста, когда его выводили из машины. Один из них впоследствии рассказал журналистам, что на острове Утойа один его друг погиб, а другой был ранен.
До начала процесса подсудимый просил, чтобы суд был открытым, и хотел предстать перед ним в униформе. Ни одну из этих просьб судья Ким Хегер не удовлетворил. Присутствие журналистов в суде могло бы значительно осложнить расследование, поскольку Брейвик «через телевидение мог бы передать зашифрованные сообщения своим возможным соучастникам», сказал известный норвежский журналист Кетил Стенсруд.
За 35 минут, проведенных в суде, Брейвик подтвердил, что является единственным организатором и исполнителем двойного теракта, но назвал себя невиновным. Террорист сказал, что хотел заставить правящую Рабочую партию «заплатить за предательство», которым он считает разрешение на иммиграцию мусульман, и «спасти Европу от марксизма и мусульманского завоевания».
Суд полностью удовлетворил запрос прокуратуры и постановил заключить Брейвика под стражу на ближайшие восемь недель, по истечении которых ему выдвинут обвинение. Первые четыре недели пройдут для Брейвика в изоляции, чтобы полностью исключить любые контакты подозреваемого с возможными сообщниками.
Именно они и их возможные действия беспокоят сейчас службы безопасности всей Европы. В своем размещенном в интернете манифесте террорист написал, что у него в разных странах мира 80 сторонников, готовых повторить его попытку свержения правительств, толерантных к исламу. Кроме бывшего премьер-министра Норвегии Гро Харлем Брундтланд Брейвик в своем трактате обвинял в предательстве нескольких британских политиков, в том числе Гордона Брауна за «сотрудничество с группами исламских террористов» и Тони Блэра за «поощрение иммиграции мусульман».
«Этот манифест указывает на то, что некоторые из его идей возникли под влиянием радикальных британских групп, например Английской лиги обороны (English Defence League, EDL)»,— считает специалист по экстремизму из Ноттингемского университета Мэтью Гудвин. Брейвик и сам признался в своем труде, написанном хорошим английским языком, что прочно связан с британскими экстремистами. Именно в Лондоне в 2002 году его якобы приняли в организацию, которая называла себя наследницей средневековых тамплиеров. Манифест он подписал на английский манер— Эндрю Бервик. Своего британского наставни ка из ультраправых кругов Брейвик называет Ричард.
Контртеррористический отдел Скотланд-Ярда сейчас устанавливает, посещал ли Брейвик Лондон в последние годы и был ли он действительно частью экстремистской сети, готовящей похожие атаки в Европе. Британский премьер Дэвид Кэмерон созвал экстренное заседание национального совета безопасности, чтобы изучить возможные последствия норвежского теракта для Британии. Службам безопасности поручено проверить, достаточно ли внимания уделяется в стране организациям крайне правого толка.
«Мы слишком долго направляли свои усилия по предотвращению экстремизма и радикализации исключительно на мусульманские общины»,— комментирует эти действия Мэтью Гудвин. По его словам, многие европейские экстремисты разделяют взгляды Брейвика и для них он уже стал таким же героем, каким в середине девяностых был для американских неонацистов ветеран войны в Персидском заливе Тимоти Маквей, взорвавший в Оклахома-Сити офисное здание нескольких федеральных ведомств.
Впрочем, сами экстремисты не спешат выразить солидарность Брейвеку. На выходных на сайте EDL появилось официальное заявление лиги, осуждавшее террориста и опровергавшее его связи с группой. «Стыдно, что журналисты поспешили связать этого жадного до крови зверя с EDL. Официальных контактов между ним и EDL никогда не было,— гласит текст заявления.— Нет ни одного доказательства, что Брейвик был одним из сотни тысяч наших подписчиков. Любому, кто выражает экстремистские убеждения любого толка, будь это белый супрематист, христианский фундаменталист или исламский экстремист, мы перекрывает доступ на сайт».
На официальной странице EDL на Facebook (25 июля у нее было 7156 подписчиков) поклонники группы в целом поддержали это заявление. Пользователь под именем Dominic Marsh написал: «Хорошая возможность дать понять людям, что мы против такой формы экстремизма».
От связей с Брейвиком поспешила откреститься и другая европейская ультраправая организация под названием «Остановим исламизацию Европы» (SIOF— Stop Islamisation of Europe), которую также упоминал в своих дневниках норвежский террорист. «Невозможно себе представить, что человек, убивающий детей в массовом порядке, поддерживает те же принципы, которые разделяем мы»,— говорится в заявлении организации.
На странице SIOF на Facebook пользователь Edgars Freibergs изложил свой вариант событий в Осло и на острове Утойа. Он считает, что власти страны сознательно позволили Брейвику провезти 6 тонн взрывчатки в автофургоне, а после расстрелять десятки детей. «Нагрузите машину десятками 20-килограммовых мешков с удобрениями и попробуйте припарковаться у государственного здания. Вы не сможете. Аэтот бомбист-стрелок в Осло смог. Вы не считаете это странным?»— задается вопросом пользователь.
По его мнению, теракт был тщательно спланированной операцией властей Норвегии, которые в союзе с масонами и США решили «показать последователей белого национализма и христианства как кровожадных варваров и потенциальных террористов».
На ряде других ультраправых форумов Европы в теракте Брейвика находят почерк израильской разведки Моссад и доказательства того, что «евреи хотят уничтожить всех белых людей».
На блоге Politically Incorrect, объединяющем сторонников правых взглядов Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландов, также появились записи против Брейвика. «Андерс Брейвик стал отвратительным изображением того, против чего он хотел бороться»,— написал в блоге пользователь Frank Furter. По его мнению, поступок правого экстремиста Брейвика лишь обострит проблему исламизации Европы.
Консервативные силы Норвегии также однозначно осуждают Брейвика. Вторая крупнейшая норвежская партия в парламенте— Партия прогресса, в которой Брейвик состоял с 1999 по 2004 год, выступающая за ужесточение иммиграционной политики страны, заявила, что не имеет ничего общего со взглядами убийцы. «Мне больно сознавать, что этот человек был в наших рядах»,— заявила лидер партии Сив Йенсен.
В самой Норвегии тем временем пересматривают отношение к национальной безопасности. В интервью ВВС премьер-министр Йенс Столтенберг в понедельник заявил, что перемены, которые произойдут в Норвегии, разделят ее историю на «до и после» теракта 22 июля. Сразу же после теракта власти Норвегии ввели на месяц временный пограничный контроль, предусмотренный 23 статьей Шенгенского соглашения. Не исключено, что будут ужесточены и контртеррористические законы. За их либеральность Норвегию не раз упрекали союзники по НАТО— сейчас по ним запрещено задерживать подозреваемых в терроризме без серьезных улик.
«Норвегия не готова к террористическим актам»— под таким заголовком вышла статья в норвежской газете Aftenposten еще 8 июля 2005 года. «Политические лидеры Норвегии не готовят норвежцев к осознанию того, что проявления терроризма могут коснуться и нас, а Норвегия может стать потенциальной целью террористов»,— говорил в ней эксперт Норвежского института внешнеполитических проблем (NUPI) Кристиан Мариус Стрюкен.
«Мы действительно добры, но это не означает, что все другие политические группы рассматривают Норвегию исключительно как миротворца. Мы часть широкой коалиции в борьбе против террора. Мы поддерживаем восстановление порядка в Ираке. Мы являемся стратегически важным нефтяным и газовым политическим игроком»,— напоминает Стрюкен.
«Мы в Норвегии должны осознать, что живем в опасном мире. Мы должны стать внимательными и бдительными. Если вы, к примеру, заметили, что кто-то оставил сумку в автобусе или поезде, то должны оповестить всех об этом»,— советует военный эксперт, обер-лейтенант Терье Торстейсон. «Норвегия входит в число многих стран, содействующих установлению мира в Ираке и Афганистане, поэтому мы попадаем в группу риска»,— считает Петтер Нессер из норвежского Научно-исследовательского института проблем обороны.
Также в разделе



